Каждый родитель хоть раз задумывался над тем, как он может улучшить жизнь своего любимого чадо. Эта статья поможет понять, что необходимо поменять во взаимоотношениях с вашим ребенком, чтобы установилась благоприятная атмосфера для всех членов семьи.
1. Ничего не можешь! Давай я сам!
Что слышит ребенок: "Я неуклюжий и руки у меня неправильно выросли. Не буду больше пытаться".
С таким возгласом внимательный родитель спешит ребенку на помощь: решать домашнее уравнение, резать колбасу, пристегивать капюшон. Он демонстрирует свою заботу и даже на деле показывает, как надо находить в колбасе икс.
Почему не стоит так говорить? Мы не даем ребенку шанса попытаться. И снова попытаться (и так множество раз), а потом либо научиться, либо самостоятельно попросить о помощи. То есть мы сами выбиваем из рук ребенка инициативу, выставляя его беспомощным.
2. Ты меня в могилу сведешь!
Что слышит ребенок: "Боже! О нет! Мама скоро умрет. Как так вышло? Я же просто отказался есть капусту..".
Произносится в моменты бессилия и мрачного отчаяния. Или просто так, когда ребенок швырнул свой самокат в лужу. Или когда мы долго несли ребенка на руках. Но эффект одинаков: фраза превращает родителя в жертву маленького мефистофеля. Видишь, у меня колени ноют и нервный тик правого глаза? Это все ты виноват.
Почему не стоит так говорить? Взрослый перекладывает ответственность за свое эмоциональное, и иногда физическое состояние на ребенка, который никак не может за это отвечать. Тем более такие фразы сперва искренне пугают детей и заставляют испытывать чувство вины, а потом уже перестают действовать. Особенно если вы умираете по несколько раз в день.
3. Ох, поплачешься ты еще! Кто тебя замуж возьмет?
Что слышит ребенок: "Впереди мрак и тлен. Ты неудачник. У тебя ничего не получится!"
Мрачные пророчества и неутешительные прогнозы должны, на наш взгляд, бодрить ребенка и заставлять действовать более ловко. К тому же мы, кажется, просто хотим объяснить, как всё устроено в жизни. Ведь очевидно, что с таким подходом дочь успеха не добьётся.
Почему не стоит так говорить? Поскольку ребенок доверяет родителям, он перестает верить в себя. Помимо этого, родители только сетуют на печальные факты, не предложив никакого варианта решения проблемы, не придав сил, не показав, что именно можно исправить. В общем, бесполезная и губящая фраза.
4. Ну-ка извинись перед Мишей! (и спасибо не забудь!)
Что слышит ребенок: "Ага-ага, извинения. Ну, Мишенька, я тебе это припомню! Всё равно я пальцы за спиной скрестил!".
Таким образом взрослые помогают ребенку социализироваться. Прямо на деле учат, какие слова нужно говорить в деликатной ситуации. Ну и еще пытаются скрыть свою неловкость: мячик случайно прилетел Мише в ухо, а его бабушка смотрит неодобрительно.
Почему не стоит так говорить? Невозможно принять социальные нормы близко к сердцу, если тебя публично принуждают говорить кодовые слова. То есть можно научиться их произносить, даже делать при этом скорбное лицо. Но к настоящим воспитательным целям, вроде формирования искреннего сочувствия, искренней тревоги за чужое благополучие, искренней благодарности, этот манёвр, конечно, отношения не имеет.
5. А почему за контрольную четыре, а не пять?
Что слышит ребенок: "Я не дотягиваю, я не достаточно хорош. Правильный ребенок принес бы пятерку".
Мы же должны поддерживать высокую планку и требовать от детей серьезных достижений. Мы как бы говорим этой фразой, что верим в их успехи, они могут лучше.
Почему не стоит так говорить? Вообще-то ребенок старался, а мы с порога, не разобравшись, довольно болезненным образом критикуем. Особенно неприятно, что в этот момент мы рассуждаем не о реальных достижениях и промахах школьника. Мы говорим об оценке, которую поставил чужой человек непонятно из каких соображений.
6. Ты чего такой ленивый?
Что слышит ребенок: "Я не нравлюсь маме. Всё из-за проклятой задачи. Ненавижу все задачи и все уроки!".
Фраза произносится, чтобы вдохновить ребенка на подвиги и наконец-то решить проклятую задачу. И да - еще переписать все в чистовик.
Почему не стоит так говорить? Как минимум это не очень действенное средство, чтобы вдохновить кого-либо. Как максимум мы со своим дурацким ярлыком сейчас оттаптываемся по самоуважению ребенка, влияем на его самооценку и самовосприятие (если он почему-то не заткнул уши ваточкой). Такой подход закрывает от нас реальную проблему: часто детям нелегко сделать требуемое из-за недостаточно сформированных навыков или усидчивости. И к лени это не имеет никакого отношения.
7. Тебе лучше убраться в комнате, иначе хуже будет
Что слышит ребенок: "Кто сильнее, тот и прав".
Суровый и властный голос в момент этого внушения как бы показывает, кто в доме хозяин. Слова призывают человека наконец-то подняться с дивана и не располагают к долгим обсуждениям.
Почему не стоит так говорить? Запугивание - сильное средство. Оно демонстрирует, что по-другому у нас не получается. Попросишь - не слушается. Объясняешь - не слышит. Не сработает и в этом случае. Мы ведь не всерьез. Ну и правда - что хуже-то будет? Мы станем топать ногами или хвататься за ремень? Вряд ли. Вот и ребенок не верит. Доверительные отношения больше способствуют уборке в детской, чем угрозы и перспектива ремня.
8. Ну, держись! Дай только отец вернётся!
Что слышит ребенок: " Ты скоро понесешь наказание, но я тут ни при чём. Хо-хо!".
По интонации всякому ясно, что ждать подарков сегодня вечером не приходится. Фраза работает как угроза и предвещает наказание, которое выберете не вы, а более суровый родитель.
Почему не стоит так говорить? Во-первых, с таким подходом мы как-то сразу признаем, что возможности справиться с ситуацией у нас нет, что мы плохо понимаем, как действовать. Во-вторых, создаем тому отсутствующему родителю не самый приятный образ. Вряд ли муж рад, что мы пугаем малыша его возвращением. Он-то думает, что его очень ждут и с радостью откроют дверь, а не спрячутся вместе с куклами под кроватью.
9. У тебя еще ничего своего нет!
Что слышит ребенок: "Все твои вещи на самом деле мои. Даже плюшевая собачка! И вообще - если будешь уходить из дома, вещи не бери".
Мы этого неблагодарного упрямца облагодельствовали, а он не понимает, как ему повезло. Ребенок еще не настоящий, не дорос, чтобы у него была собственность или личные вещи. Еще интересный приём - угрожать выбросить детские игрушки, споткнувшись об них: "Я сейчас выброшу всё твое лего из дома!".
Почему не стоит так говорить? Вообще-то детей пугает такой подход. "Эээ... Нет, невозможно! Погодите-ка, как это нет ничего своего, а моя кровать? Велосипед? Шкаф с книжками?". Во-вторых, мы в этот момент как бы невзначай показываем ребенку, что материальные ценности для нас важны, а вот эмоциональное состояние других людей - уже меньше.
10. Мы с отцом всю жизнь ради тебя горбатимся!
Что слышит ребенок: "Чёрт, они мне - всю жизнь, а я все равно уроки не выучил. Да еще и злюсь на них. Со мной точно что-то не так".
Мы работаем на трех работах, жизнь положили на Вас, а ты чашку не помыл! Подрался с братом! Неравнозначно, правда? Фраза опять взывает к признанию заслуг родителей и к нескончаемой благодарности.
Почему не стоит так говорить? Подобный упрек нагружает ребенка гигантской ответственностью за жизни и здоровье близких людей. Кроме того, такая постановка вопроса представляет взрослых великодушными альтруистами, на фоне которых провинившийся ребенок выглядит злодеем.