Всем привет, это мой первый крик души (и думаю не последний). Сегодня мы поговорим об игре, которую анонсировали аж в 2001 году. Эта игра ровесница Морровинда и второй Готики. Она получила довольно неплохие отзывы у критиков, а все игравшие в неё люди которых я знал отзывались о ней как о шедевре... Так почему же многие даже не знают о её существовании (а я уверен что из тех кто прочитает эту статью, в эту игру играли единицы)?
Всё очень просто... Arx Fatalis (в России Arx Fatalis. Последний Бастион) вышел в момент дикого хайпа вокруг революционного на тот момент Morrowind и долгожданного продолжения Gothic. На фоне этих, несомненно тоже блистательных, шедевров проект относительно небольшой французской студии просто не заметили. И сегодня мы собрались здесь чтобы исправить эту вопиющую несправедливость. С вами Джон Тит и это Крик Души...
Arx Fatalis вышел в 2002 году на движке Void Engine, созданном Arkane Studios самостоятельно. В любом случае я собираюсь бухтеть об эстетических достоинствах игры ибо не очень разбираюсь в программах и компонентах)
Игра обладает поразительно глубоким сюжетом и затягивает атмосферой. Вкратце о сюжете (внимание спойлеры!)...
События игры происходят в измерении под названием Экзоста в котором обитают люди, гномы, гоблины, тролли, раса женщин - змей "Сёстры Эдерней", Крысолюды, а также драконы, нежить и другие странные твари... В начале нам рассказывают о времени процветания королевства людей и о том как однажды в мир явилось зло, и солнце стало гаснуть. Когда же оно погасло окончательно начался Великий Холод, и люди были вынуждены перебраться под землю. Прошло достаточно времени, и под землёй были отстроены новые города, в которых родилось поколение людей никогда не видевших солнца. Лишь храбрецы из гильдии путешественников изредка поднимались наверх чтобы поддерживать связи с разными подземными поселениями.
Однако вскоре зло проникло и в этот маленький мирок. Появился таинственный культ, поклоняющийся богу разрушения Акбаа. Члены этого культа стремятся пробудить этого ужасного демона в надежде на то, что он поможет людям выбраться на поверхность. Однако появление столь могущественного существа в Экзосте грозит дисбалансом между мирами и их обитателями - богам запрещено появляться в мире смертных.
Чтобы пресечь воплощение Акбаа в Экзосту из божественного измерения Ноден был отправлен могущественный Страж, коим и является наш персонаж. Однако при перемещении что то пошло не так, мало того что Стража контузило и он потерял память, так ещё он сразу попал в плен к агрессивно настроенным гоблинам. Благодаря смекалке и ловкости герою удаётся оглушить охранявшего камеры гоблина и сбежать вместе с человеком из соседней камеры. Этот человек оказывается членом гильдии путешественников, благодарный за спасение он даёт герою имя Амшегар (безымянный), раз уж он не помнит своего. Так начинается героический путь контуженного полубога...
С самых первых моментов игра радует интересной боевой системой - для атаки необходимо удерживать LB чтобы замахнуться посильнее. Внизу экрана есть ромбик силы, чем ярче он светится тем сильнее замах. Можно и просто "спамить" кнопку атаки, но подобная "техника" позволит вам справиться разве что с крысой, ибо удар будет ничтожно слаб)
В игре вообще нет зелий, усиливающих какие либо характеристики. Из "усиливающих жидкостей" можно привести разве что яд, наносимый на оружие. В отличие от игр серии TES здесь яд держится на оружии длительное время и каждый удар отравленного оружия имеет шанс "слизать" яд с оружия, а до этого момента противники получают дополнительный урон от яда. Также оружие здесь можно натирать различными костными порошками и зачаровывать (это вообще отдельная тема).
Больше всего поражает система магии, все заклинания в игре состоят из комбинации знаков которые надо (внимание!) рисовать мышью.
Нет, ну вы где нибудь видели что либо подобное?! Я нет... Кстати система магии здесь устроена весьма логично. Каждый знак обладает определённым значением: огонь, молния, демон, созидание и тд, к тому же чтобы использовать определённый знак надо сначала его найти. Все заклинания делятся на круги, их в игре десять, чем "круче" заклинание по кругу тем более высокий уровень магии оно требует. При этом если уровень маленький заклинание не просто не кастуется а кастуется неправильно... То есть мана тратится, а вместо огненного шторма вылетают безобидные искры или вместо демона призывается обычная курица.
В мире Arx Fatalis есть магия как для повреждения здоровья противника (магическая стрела, огненный шар), так и для наложения дебафов на противника (проклятие, паралич) и бафов на себя (ночное зрение, невидимость). Для каста заклинания необходимо зажать Ctrl и чертить мышью знаки. Во время боя делать это неудобно, особенно новичку, поэтому в игре предусмотрены сохранения заклинаний. Чтобы сохранить заклинание нужно перед тем как отпустить Ctrl зажать Shift. Максимум можно сохранить три заклинания которые активируются клавишами 1,2,3 прямо во время боя. Сначала будут проблемы с рисованием знаков, навряд ли у вас будет получаться с первого раза хотя бы зажечь факел на стене. Но со временем придёт скил и вы сможете кастовать призыв демона прямо в разгар битвы.
В Arx Fatalis нам предоставлен открытый мир (если можно назвать открытым миром сеть катакомб, пещер и шахт). И, хоть в этом мире не так много различных квестов (не больше десяти, включая основной сюжет), он наполнен головоломками над которыми реально иногда надо серьёзно подумать. Малочисленность квестов компенсируется их длиной и большой сюжетной нагрузкой. Но всё равно игра проходится где то за тридцать - тридцать пять часов. Помимо захватывающего сюжета сие творение Arkane Studios может похвастаться особой, я бы сказал "подземельной" атмосферой, местами игра становится по настоящему жуткой, и параноики (такие как я) начинают спамить кнопку сохранения на каждом углу. Хоть мир подземного Аркса и невелик и его обитатели немногочисленны, игра не кажется пустой. По городу людей ходит стража и с удовольствием обменивается репликами с каждым встречным. В крепости гоблинов жизнь бьёт ключом - громилы с важным видом разгуливают по коридорам, остальные гоблины ждут очереди в уборную, повар носится туда сюда чтобы прокормить ненасытного короля.
Тролли постоянно работают в шахтах, Сёстры Эдерней строят козни в своей цитадели, крысолюды попадаются под ноги везде где только это возможно, а гномы... кажется уже ничего не смогут делать.
Игру рекомендую всем и каждому... И напоследок дам несколько советов. В первый раз я проходил игру с диска одного из друзей, сейчас эти диски - настоящий антиквариат, так что, наверное, будете покупать игру в стиме или качать пиратку. Сразу немного расстрою любителей лицензионных игр, на данный момент игра в стиме с высокой вероятностью не запустится из за ошибки. Но существует модификация с названием Libertatis, которая исправляет большинство ошибок игры, вот ссылочка... Если же вам в падлу морочиться с установкой Libertatis или же вы по каким либо причинам не в состоянии купить игру, то вот вам ссылочка на пиратку с Либертатисом. Почему с Либертатисом? Дело в том что Arx Fatalis не поддерживается большинством современных драйверов, и игра может вылетать в самых неподходящих местах. Например та же версия с диска имела привычку вылетать при посещении мест с большим количеством NPC, а также чтобы нормально сохраниться там надо было нажать F5 никак не меньше трёх раз подряд (и то у меня однажды не сохранилось). А Libertatis решает все эти проблемы разом, с ним вы можете наслаждаться игрой не думая о том "А сохранилось ли?" или "Так, я в городе, надо сохраняться почаще.".
Arx Fatalis это игра - шедевр, которой надо отдать должное, и, спустя уже почти двадцать лет с её появления на свет, познакомиться с ней и может даже полюбить...
На этом всё, с вами был Джон Тит. Надеюсь эта статья была вам интересна, заранее приношу извинения за малое количество изображений, их просто напросто почти нет в интернете. Вот вам такого симпотяшку напоследок)