Найти в Дзене
DAITOGRAM

Интервью с Мастером Дайто-рю

ИНТЕРВЬЮ С СЭНСЭЕМ СОГЭН ОКАБАЯСИ
Автор интервью - Medhat Darwish и Rod Ulher
Перевод на русский и редакция – Станислав Копин


Интервью было взято в Монтреале, Канада, в марте 2002 года и является первым интервью с Сэнсэеем Окабаяси, Главой Школы Дайто-рю Хакухокай, на английском языке.
Многие люди знают мало, либо вообще ничего не знают про Дайто-рю. Дайто-рю Айкидзюдзюцу - это старинная система ведения боя против как безоружных, так и против вооруженных и многочисленных врагов. Дайто-рю стало известным благодаря популярности боевых искусств, для которых оно послужило технической базой (Айкидо, Хапкидо и многих других).


Окабаяси Сэнсэй – достаточно скрытный человек. Он старается быть в стороне от политических разборок внутри организации и избегает публичности в целом. Вместо этого он предпочитает обучать практически инкогнито небольшое число своих преданных учеников. Окабаяси Сэнсэй мало известен в кругах мира Будо, но, взяв за основу исходное Дайто-рю Айкибудо, он создал свое собственное направление, в котором стал исследовать и изучать особый метод движения. Этот метод использовали самураи древности, он является уникальным симбиозом движения тела вдоль одной линии (известный как Хитоэми) и использование центра тяжести тела. Такой способ передвижения был практически утерян, и в настоящее время, Сэнсэй активно его восстанавливает и преподает своим ученикам. Этот метод движения весьма сложен, и поэтому требуются годы даже для опытных практиков, чтобы освоить его.
Вообще говоря, поразительно, что Дайто-рю вообще выжило, а не сгинуло в пучине столетий, как это произошло с множеством достойных Школ. Являясь секретной системой, которую разработали внутри могущественного клана Минамото, Дайто-рю передавалось через поколения внутри клана Такеда, ветви клана Минамото. Его нелегкий процесс развития и становления занял около тысячи лет.
Из-за политических потрясений конца феодальной эпохи в Японии клан Айзу фактически прекратил свое существование. Многих членов клана убили, а высокопоставленных особ заключили под стражу, замок клана был сожжен дотла. С приходом нового правительства Мэйдзи феодальный строй Японской Империи был закончен. Самураи лишились своих привилегий, и были вынуждены искать новые способы для выживания.
В начале 20-го века один из выживших членов клана, Сокаку Такеда, начал преподавать секретное клановое боевое искусство Дайто-рю широкой публике, что было неслыханным для того времени. В течение последующих сорока лет Сэнсэй Такеда лично обучил несколько десятков тысяч людей, ведя недельные семинары по всей Японии. Благодаря его усилиям Дайто-рю выжило и укрепило свои позиции в новом мире.
Новый виток развития Школы связан с деятельностью нескольких одаренных учеников Сокаку, среди которых были Токимунэ Такеда (сын Сокаку), который унаследовал Школу от своего отца, Такума Хиса, Морихэй Уэсиба, Юкиеси Сагава и другие. Сэнсэй Окабаяси был учеником первых двух из них, обучаясь не только в Дайто-рю, но и классическому искусству фехтования в клане Айзу – Оно Ха Итто-рю Кэндзюцу.
Интервью
Q. Сэнсэй, где и когда Вы родились?
A. Я родился 27 июня 1949 года в Асиа, Япония.
Q. Когда вы впервые начали изучать боевые искусства?
A. Я начал заниматься Сито-рю Каратэ, когда мне было приблизительно 15 лет, и продолжал заниматься этим стилем в течение 6 лет.
Q. Когда Вы начали заниматься Дайто-рю?
A. Мне шел 21 год, когда я начал тренироваться под руководством Такума Хиса. Это было в 1970 году.
Q. Почему Вы перестали заниматься Каратэ, и почему начали Дайто-рю?
A. У меня был один случай с якудза. Однажды вечером я прогуливался со своей подругой, и этот парень начал к ней приставать. Я вмешался и попросил его прекратить, но он лишь разозлился и атаковал меня бокуто (японский деревянный меч). Я практиковал Каратэ, был в хорошей форме и знал, что, если я ударю в ответ, то легко одержу победу. Но мне не хотелось его калечить. Таким образом, все, что я делал, это подставлял свои руки под удары бокуто, блокируя их. В конце концов он успокоился и оставил нас в покое. После этого я стал искать боевое искусство, которое позволяло бы защититься от меча. После приблизительно года поисков, я наткнулся на группу Такума Хиса Сэнсэя. Вещи, которые они практиковали, показались мне очень интересными. Я попросил Хиса Сэнсэя принять меня в ученики, и он согласился. Так я и начал заниматься.
(Хиса Сэнсэй был одним из самых опытных преподавателей Дайто-рю того времени. Он занимался под руководством Морихэя Уэсибы, а потом и самого Сокаку Такеда, который в итоге вручил ему сертификат Мэнкё Кайдэн – свидетельство полной передачи знаний Школы).
Q. Как долго вы тренировались с Хиса Сэнсэем?
A. Я тренировался у него до конца семидесятых, пока его здоровье не начало ухудшаться, и его сын не забрал его в Токио.
Q. Как проходили Ваши занятия с Хиса Сэнсэем?
A. Хиса Сэнсэй был в пожилом возрасте, поэтому двигаться ему было все сложнее и сложнее. Поэтому обучал он обычно устно, либо показывал техники, выполняя их очень медленно. Старшие ученики Такума Хиса и я собрались вместе и основали то, что сейчас называется «Такумакай» («Такума» - это имя Хиса Сэнсэя, «Кай» - это сообщество, Такумакай было основано, чтобы развивать и сохранять техники Дайто-рю в том виде, в котором их преподавал Такума Хиса). Мы отрабатывали приемы под руководством Хиса Сэнсэя. Тренировки были мощными, мы хорошо работали. Вместе с тем я начал ощущать, что какие-то тонкости, детали в нашем обучении были упущены. Я регулярно подавлял эти мысли и продолжал тренироваться. Когда сын Хиса Сэнсэя забирал его в Токио, я был готов бросить мои занятия. Когда я ему рассказал о своих планах, он ответил: «Нет, ты должен продолжать занятия. Я представлю тебя очень хорошему учителю». После этого он написал рекомендательное письмо Такеда Токимунэ Сэнсэю с Хоккайдо.
Q. Каков был Хиса Сэнсэй как человек?
A. Он был очень интересной личностью. Он любил пробовать новое, обучаться чему-то. Например, он обучался пилотированию самолета и играл в гольф до того, как это стало популярным. Он наслаждался жизнью и ценил ее, он был очень хорошим и добрым человеком.
Q. Когда Вы получили Кёдзю Дайри от Такума Хиса?
A. В 1976 году.
(Кёдзю Дайри – это преподавательская лицензия в Дайто-рю. Получение данного сертификата означает, что человек изучил все уровни вплоть до Госинье-но-тэ. Уэсиба Морихэй Сэнсэй получил подобный сертификат от Сокаку Такеда)
Q. Итак, после рекомендации Хиса Сэнсэя Вы начали заниматься у Токимунэ Такеда?
A. Да, я поехал в Абасири, чтобы тренироваться под руководством Такеда Сэнсэя. Именно он обучил меня базовым техникам Шодэн. В Такумакай таких техник не было, они практиковали более продвинутые и сложные приемы.
(Шодэн – это группа базовых техник, разделенных на пять подгрупп от Иккаджо до Гокаджо, которым Окабаяси Сэнсэя обучает как фундаменту для более продвинутых приемов – Чудэн и Окудэн. Сегодня ученики до черного пояса изучают Иккаджо).

-2

Q. Когда Вы впервые встретили Такеда Сэнсэя?
A. 25 лет назад, в 1977.
(Такеда Токимунэ (1916-1993) был третьим сыном и наследником Сокаку Такеда в Дайто-рю Айкидзюдзюцу, искусству, которое передавалось 36 поколений. Токимунэ классифицировал техники своего отца, а также включил в систему обучения искусство Оно Ха Итто-рю Кэндзюцу – классическое искусство фехтование в клане Айзу)
Q. Тогда Вы были в рядах Такумакай?
A. Да. Так как я начал обучаться у Сокэ (Такеда Токимунэ) по рекомендации Такума Хиса, в японском понимании, я учился сразу у двух учителей. Также я принес базовые техники Шодэн в Такумакай, где их до этого не было.
Q. Каковыми были Ваши тренировки С Такеда Сэнсэем?
A. В то время я был в очень хорошей форме. Я много катался на лыжах, играл в футбол. Перед тем, как направится на обучение к Сокэ, я разработал 100-дневную систему физической кондиции, чтобы получше подготовиться. Мне очень повезло, так как Сокэ только что вышел на пенсию и мог посвящать тренировкам все свое свободное время. У нас была индивидуальная тренировка с 5 до 8 утра, потом перерыв до обеда, а потом еще одна индивидуальная тренировка, которая длилась до вечера. Потом был общий класс для всех учеников.
В первое утро, когда я пришел на тренировку в Додзё, Сокэ был уже там, поэтому я решил прийти на следующий день на 15 минут раньше, в 4.45, чтобы успеть перед его приходом. Через день я пришел в Додзё в 4.35, и Сокэ был уже там. На следующее утро я пришел в Додзё в 4.15 и был горд тем, что успел там появиться перед приходом Сокэ. Тем не менее, на следующий день, когда я пришел снова в 4.15, Такеда Сэнсэй был уже на месте. Я не понимал причины, почему так происходило, но подобным образом мы дошли до времени начала тренировки в 3.00. Тем не менее, вскоре появилась жена Сокэ и сказала мне: «Вы не можете приходить в Додзё перед Сокэ, ему необходимо время, чтобы позаниматься самому. Это единственное время, которое он может уделить себе перед преподаванием».
Когда я тренировался под руководством Сокэ, мне никогда не разрешалось бросить его или сделать технику на нем. На наших индивидуальных тренировках я всегда был лишь укэ (человек, на ком демонстрируется техника). Такеда Сэнсэй обучал меня, выполняя техники на мне, снова и снова… Поначалу это было очень тяжело. Одно дело, когда ты укэ в течении часа, но совсем другое, когда ты укэ 3 часа утром и полдня после обеда! Вечером Сокэ преподавал в общей группе, и у меня была возможность отработать те техники, которые он показывал мне днем.
На третий день тренировок с Такеда Сэнсэем я был в отчаянии, техники выполнялись всегда только на мне, причем самым жестким образом. Не смотря на все муки и безумную усталость, я решил продолжать и вскоре привык к такого рода занятиям. Сокэ разрешил мне преподавать выученные техники в Такумакай, но только до второго уровня Никаджо (60 техник).
В то время в Додзё занималось около 15 учеников, среди которых были Като Сэнсэй, Арисава Сэнсэй, Сайто Сэнсэй, Акимото Сэнсэй.
Q. Каков был Такеда Токимунэ как человек?
A. У него было очень доброе сердце. После войны Сокэ служил в качестве офицера полиции, а позже, стал детективом. Он всегда был очень подозрительным, возможно, это помогло ему в расследовательской деятельности. Вероятно, он унаследовал эти качества от своего отца, Сокаку Такеда.
Q. Сокэ часто рассказывал о своем отце?
A. Сокэ никогда не называл своего отца «отцом». Он всегда говорил: «Такеда Сокаку». Он не думал о нем как об отце. Когда Сокэ было 10-11 лет, Сокаку было приблизительно 70 лет. Сокэ тренировался в Кэндзюцу у своей матери до пятилетнего возраста, после чего его стал учить Сокаку. Он учил сына очень строго. Не было никакой системы обучения, адаптированной для детей. Токимунэ нападал на него с мечом, а после того, как Сокаку отнимал меч, он бросал его далеко в снег. Пятилетний Токимунэ должен был идти искать меч в снегу, разгребая его голыми руками, а потом идти и атаковать отца опять. И так продолжалось снова и снова. Это всего лишь пример того, как строго обращался Сокаку со своим сыном. Токимунэ было сложно думать о нем как об отце.
Однажды Сокаку спал, и Токимунэ хотел прикрыть его одеялом, чтобы ему было теплее. В этот момент Сокаку, всегда пребывающий в состоянии постоянной бдительности, быстро схватил свой кинжал и нанес тычковый удар. К счастью, Токимунэ был достаточно быстрым, и успел увернуться. Он быстро сместился и кинжал, направленный ему прямо в сердце поранил плечо. Позднее Сокаку бранил своего сына: «Какой же ты дурак! Никогда нельзя вот так подкрадываться! Это твоя вина, что я тебя порезал. Если бы ты был настороже, я бы тебя не поранил!». Вот таким человеком был Сокаку. Очевидно, это произвело определенный эффект на Сокэ. Он не чувствовал, что Сокаку был его отцом.
Q. Сокэ присваивал даны?
A. Да, Сокэ использовал дан-систему, которая впервые была применена в Дзюдо. Он также выдавал сертификаты, такие как Мэнкё или лицензия Сихана, которая есть и у меня. Такеда Сэнсэй также выдал два Кёдзю Дайри – Сюзуки Сэнсэю и Минамо Сэнсэю, которые уже оба умерли. Выдавая даны, Сокэ практически никогда не присваивал последний пятый дан.
(Система Кю-Дан была применена Дзигоро Кано в 1880 году. Степени «кю» обычно используются для отражения мастерства учеников, еще не дошедших до черного пояса, степени «дан» - это уровни мастерства черного пояса. Ранее в Дайто-рю использовалась свитковая передача. Некоторые учителя используют обе эти системы одновременно. Эта ситуация усложняется еще и тем. Что нет общей стандартизованной системы. Некоторые Школы присваивают уровни только до 5-го дана, некоторые – до 10-го. Тоже самое касается старой системы сертификатов и свитков. Разные Школы могут выдавать разные лицензии).
Q. Как долго Вы тренировались у Токимунэ Такеда?
A. 13 лет.
Q. Сэнсэй, Вы также изучали Оно ха Итто-рю у Такеда Сэнсэя?
A. Да. Тогда было всего 6 человек, кого Сокэ обучал Итто-рю. В их числе был и я. Он предпочитал обучать этим техникам только людей «с чистым сердцем», так как через тренировки Кэндзюцу можно лучше понять Дзюдзюцу.
Q. Когда Вы получили сертификат от Сокэ?
A. Я получил лицензию Сихана в Дайто-рю и Мэнкё в Оно Ха Итто-рю в 1985 году из рук Сокэ.
Q. Сэнсэй, как родилось Хакухокай?
A. Когда я занимался с Хиса Сэнсэем, его движения были движениями старика, что безусловно влияло на техники. Во время занятий с Токимунэ Такеда я заметил, что он никогда не делает вращательных движений корпусом, всегда двигаясь вдоль одной линии.
Тем не менее, большинство его учеников делали кругообразные движения и повороты корпуса и, в целом, двигались далеко не так, как это делал сам Сокэ. Например, при выполнении Иппондори многие делают подскок или поднятие корпуса, пытаясь встроиться в движение противника, вместо того, чтобы просто отпустить тело и дать ему «упасть» вперед. Я внимательно наблюдал за Сокэ. И понимал, что движения его учеников ошибочны. Я старался тщательно копировать движения Сокэ и изучал его технику.
В то время я состоял в Такумакай и обучал этим вещам в мое собственном Сибу-Додзё. Впоследствии сложилась сложная ситуация, потому что другие преподаватели учили другим вещам, не разделяя мою идею. Еще до смерти Сокэ уже ходили сплетни и споры, кто станет следующим Сокэ, кому достанется эта лицензия или тот сертификат. Такеда Сэнсэй не хотел быть частью этого и также не хотел, чтобы я был втянут в эту политическую борьбу. Он сказал мне держаться подальше от политики и предложил выйти из организации. Он просто хотел, чтобы я обучал людей техникам, которым он сам меня научил. Он сильно воодушевил меня, и я решил основать Хакухокай.
Q. Сэнсэй, как Вы исследовали техники и развивали свой собственный метод их обучения?
A. Я очень внимательно изучал движения Сокэ. Он всегда двигался в Хитоэми (движение тела по одной линии так, чтобы не было никаких скручиваний или отклонений корпуса). Я изучал изображения старых Буси (воины древности), и они тоже всегда были изображены в позиции Хитоэми, потому что они двигались именно таким образом. Я также изучал древние исторические тексты в поисках ответов на свои вопросы. Не смотря на все усилия, я не мог найти четких описаний, но намеки были везде. Я также изучал фотографии из альбомов Такумакай, и там были изображены начало и конец техники. Многие техники не работали. И у меня возник вопрос: зачем хранить техники, которые не работают? Применяя знания, которые я получил от Сокэ, мои собственные исследования и физические принципы, я смог заставить эти техники работать очень эффективно.
Q. Сэнсэй, что означает название «Хакухокай»?
A. «Хакухо» значит «Бэлый Феникс». В истории Японии было множество периодов, таких, как, например, Эдо или Мэйдзи и так далее. Также была историческая эпоха «Хакухо». Это было время, когда Япония решила остановить влияние Запада и изолировать страну. Это была эпоха, когда стали защищать культурные ценности от негативного влияния извне. Я хочу защищать древние знания Дайто-рю и принципы старых Буси, заложенные в техниках, и не дать современным системам повлиять на это искусство. Поэтому я выбрал такое имя.
Q. Сэнсэй, Вы используете систему дан?
A. Да. Важно также заметить, что уровень дан – это не тоже самое, что разрешение на преподавание. В Хакухокай необходимо иметь доброе сердце и искренние намерения, чтобы разрешение на преподавание было получено.
Q. Как много Додзё вашей организации?
A. Дайте-ка подумать. Три в Италии. Одно в Англии, три в США, одно в Канаде, 14 в Японии, в областях Осаки и Фукуоки. Всего 22 Додзё и около 420 человек занимающихся. Я рад, что все члены – очень хорошие люди, и у них настоящий самурайский дух.
Q. Спасибо Вам большое, Сэнсэй! Спасибо Роду за перевод.
A. Спасибо Вам!