Найти тему
Автомобильная Россия

Американская помощь советской армии оказалась с браком. Заглянул в M4 Sherman

В ноябре 1941 года в США решили оказывать помощь по программе лэнд-лиза не только Британии, но и СССР. В Советский союз переправляли не только технику, но и лекарства, продукты. В том числе поставили около 4 тысяч средних танков Шерман М4А2, правда около 200 танков утонули по пути, в результате атак Германии на морские конвои.

-2

Лэнд-лиз, это не подарок, как многие думают. По сути это аренда техники, которую полагалось вернуть после войны, по первому требованию США. Гражданское оборудование можно было оставить, но предстояло за все заплатить. Для реализации программы помощи Америка предложила кредитную линию. В общем ничего безвозмездного.

Подвеска в идеале, хоть сейчас по дороги общего пользования, тем более гусеницы прорезиненные в стандартной комплектации 1943 года.
Подвеска в идеале, хоть сейчас по дороги общего пользования, тем более гусеницы прорезиненные в стандартной комплектации 1943 года.

Именно по этой причине все неповрежденные танки Шерман, на которых воевали советские танкисты, после войны отправились обратно. Аренда кончилась в 1945 году. Однако танки потерянные в боях отправили в переплавку.

Ступицы задних колес в идеале.
Ступицы задних колес в идеале.

При посещении площадки военно-исторического музея в Снегирях наткнулся на совершенно целый (неповрежденный) с первого взгляда танк M4 Sherman, который на Родину так и не отправился. Решил обследовать технику повнимательнее.

Тяги жалюзи системы охлаждения на месте, как и радиаторы обоих моторов.
Тяги жалюзи системы охлаждения на месте, как и радиаторы обоих моторов.

Внешний осмотр повреждений не выявил. Полностью целая ходовая часть, никаких следов попаданий. Заглянул под заднюю часть. Глушитель на месте, даже заслонки радиатора со всеми тягами. Поддоны моторов даже немного в масле!

Поддоны обоих моторов немного в масле, после 80 лет!!!
Поддоны обоих моторов немного в масле, после 80 лет!!!

Забрался внутрь. Оба 6-цилиндровых дизеля GMC на месте. Здесь конструкция двухмоторная, общее только сцепление, от которого крутящий момент передается на 5-ступенчатую коробку передач посредством карданного вала. То есть, если один мотор поврежден, то танк будет перемещаться на оставшемся в рабочем состоянии. КПП стоит спереди, ведущая передня ось. Так сказать переднеприводный танк. Рычаг коробки передач рядом с механиком-водителем, никаких лишних тяг.

Оба дизеля на месте.
Оба дизеля на месте.
Рычаг КПП работает до сих пор. За 80 лет так его никто и не открутил на сувениры.
Рычаг КПП работает до сих пор. За 80 лет так его никто и не открутил на сувениры.

За столько лет оттуда все уже растащили на сувениры/запчасти. Но почему его не отправили обратно в США? Ответ обнаружился в башне, практически в полной темноте.

Механизм заряжания разрушен.
Механизм заряжания разрушен.

Танк оказался действительно неисправен. Ствол разорвало изнутри! Советские солдаты зарядили туда снаряд, а он рванул внутри танка. Наверняка осколки принесли немало бед, но будем надеяться, что советские солдаты остались в живых.

Ствол разорвало изнутри.
Ствол разорвало изнутри.

Небольшое видео внутри танка Шерман.

А вот более полная видео версия с осмотром ходовой, системы охлаждения и прочим экстерьером.

Вопрос к знатокам бронетанковой техники. Насколько часто ствол разрывает изнутри. Это откровенный брак или обычное явление?