Найти тему

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ (ч.36): ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ХРИСТИАНСТВА

(Евр. 10:19–22)

Этим отрывком мы открываем раздел Послания к евреям, который можно назвать «Приготовимся к поклонению». Доктринальные наставления в послании почти закончены, и за ними следуют практические советы для пути веры. В Новом Завете дела всегда увязаны с учением. Учение не может стоять особняком; с нашей стороны должно быть стремление собственной жизнью демонстрировать исполнение требований учения Христа. Этот нравоучительный раздел основан на действенности крови Иисуса (9:11–28) и неизменной силе жертвы Христа (10:1–18).

Греческий текст представляет собой одно длинное предложение, начинающееся в стихе 19 и заканчивающееся в стихе 25. Первое слово в стихе 19 — «итак», значимый термин, обычно указывающий на новый раздел, как в 4:14, 9:1, 23. Это «переход от утверждений к призывам». Трижды в стихах 19–21 мы находим идею, которую можно выразить союзом «поскольку». Идея такова: мы теперь можем ходить «путём новым и живым», а «поскольку» это так, то мы должны что-то с этим делать.

ПОСКОЛЬКУ МЫ ИМЕЕМ ДЕРЗНОВЕНИЕ (10:19)

«Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа…»

«Имея дерзновение» (ст. 19) — вот первое «поскольку». В Современном Переводе даётся перевод «мы уверены». Это уверенность в умилостивлении. Поскольку мы имеем заверение, что у нас есть этот путь, то должны встать на него и жить в нём.

Получатели этого письма названы «братьями», что указывает на их совместное участие (общение) в великих благах, которые Христос приобрёл для Своих последователей. Они не только «братья», но и «соработники» (1 Кор. 3:9) Богу. К этому новому пути — новому способу поклонения, излагаемому в «Евреям», — имеют доступ только «братья», «участники в небесном звании» (3:1). Это возвышенный термин, с помощью которого автор причисляет себя к своим читателям.

Имея такую уверенность («дерзновение»), теперь мы можем приступать к Богу, как сказано в 4:16. Это «дерзновение» возможно благодаря «лучшей надежде», которую мы имеем во Христе (7:19). Уверенность и смелость мы обретаем через то знание, которое получили, изучая Послание к евреям. Прощённым людям не нужно бояться, когда они приступают к Богу в поклонении.

Наша уверенность включает в себя такие истины:

· Путь в святилище (в Восстановительном Переводе, Слове Жизни, Современном Переводе - святое святых) доступен через Христа.

· Христос Сам вошёл посредством Своей крови.

· Он всегда жив, чтобы в качестве священника ходатайствовать за нас (7:25).

· Благодаря Его искупительной крови нам позволено следовать за Ним. Писания заверяют нас, что «мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный», который ждёт нас (2 Кор. 5:1).

Если мы веруем в эти истины, то уже теперь должны чувствовать себя с Богом как дома. Стихи 19–21 подытоживают некоторые мысли, уже изложенные в Послании к евреям. В обсуждении того или иного вопроса можно прибегать к нескольким подытоживаниям, которые помогут аудитории запомнить главные моменты. Данный текст акцентирует внимание на дерзновении, новом пути и помощи нашего Первосвященника.

Теперь при поклонении Богу мы можем входить в «святилище», которое раньше было закрыто для всех, за исключением первосвященника. В Евр. 9:3 это место названо «святое святых». Сейчас мы можем приступать к Богу в духовном поклонении и духовно возноситься в небеса верой и молитвой. Мы способны делать это «посредством крови Иисуса».

ПОСКОЛЬКУ МЫ ИМЕЕМ ПУТЬ НОВЫЙ И ЖИВОЙ (10:19, 20)

«путём новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою…»

Здесь мы также видим подразумеваемое «поскольку», дающее нам уверенность в том, что у нас есть путь. Иисус указал нам «путь новый и живой» (ст. 19). Он есть «путь» (Ин. 14:6). «Новый» (просфатос) — это термин, применявшийся к свежему винограду, свежим оливкам, свежей рыбе, свежей воде или к чему-то недавно произошедшему. Этот путь назван «новым», потому что он не был известен, пока не пришёл Христос и не открыл вход, «путь» к Отцу. Он открыл для нас небеса Своей смертью. Его плоть была разорвана на кресте; завеса разодралась, когда Он умер (см. Мф. 27:51). Этот новый путь противопоставляется пути старому, который теперь исполнен и заменён. Как «путь живой», он остаётся вечно новым благодаря Иисусу; никакое мёртвое приношение не смогло бы открыть его. Это заслуга крови Иисуса, а не наша, ибо только она обеспечивает этот вход (ст. 19). Он «новый» и «живой», потому что Христос, наш Господь, всегда служит нашим нуждам (см. 7:25).

Если в святое святых храма можно было войти только «через завесу», то и мы можем входить через нашу духовную «завесу», то есть тело Христа. Эта метафора снова говорит о смерти Христа, и автор показывает её необходимость. Завеса в скинии не позволяла человеку приближаться к Богу, но теперь разорванная плоть Иисуса открыла путь к Отцу.

В момент смерти на кресте, который также был моментом нашего искупления, устрашающая заградительная завеса разодралась сверху донизу [Мк. 15:38], указывая на то, что это было деяние Бога и что путь в Его святое присутствие, наконец, открылся.

ПОСКОЛЬКУ МЫ ИМЕЕМ ВЕЛИКОГО СВЯЩЕННИКА (10:21, 22)

«и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полной верой, кроплением очистив сердца от порочной совести и омыв тело водой чистой»

Далее сказано: «…имея великого Священника…» (ст. 21). Это очередное «поскольку». Такую уверенность может иметь только тот, кто даёт. Мы уже видели преимущества новозаветного поклонения, а теперь автор поясняет, как наш великий Священник благословил нас.

Наш новый и «великий Священник» над домом Божьим — это Христос, глава Его церкви (ст. 1; Еф. 1:22, 23; 1 Тим. 3:15; см. Евр. 3:6; 8:1). Ясно, что «домом Божьим» сегодня называется современный Божий народ (см. 3:6). «Великий» может подразумевать противопоставление всему Ааронову священству, но, без сомнения, это слово подчёркивает отсутствие величия среди последних нескольких первосвященников в Иерусалиме перед его разрушением в 70 г.

Автор призывает нас «приступать», или «приблизиться» (ст. 22; см. Современный Перевод). Так как преграждавшей вход завесы больше нет, то мы имеем «полную веру» («полноту твёрдой веры»; Российское Библейское Общество), так что можем «приступать», зная, что наши молитвы будут услышаны. Действие этого глагола — продолженное. Иными словами, для нас должно быть естественно жить в покаянии. По сути дела, это даже приказ — «приступать». Мы должны полагаться на Божье слово, верить каждому обещанию и исполнять каждое повеление. Как израильтяне должны были очиститься, прежде чем приблизиться к Богу у горы Синай (Исх. 19:10), так и мы должны приступать к Нему, очистив свои сердца и души (1 Пет. 1:22, 23).

В словах автора «Да приступаем» мы видим доброту сердца, снисходительность духа и даже смирение. Он отождествляет себя со своими читателями, как бы говоря: «Давайте вместе идти вперёд» (Хьюз). Это первый из трёх случаев употребления глагола в настоящем времени в стихах 22–24, что указывает на продолженное действие или подбадривание.

Мы «приступаем» к Богу и к «престолу благодати» (4:16) так же, как ветхозаветный священник входил в скинию и в её святое святых, но более полным и реальным образом. Ведь мы и в самом деле действующие священники, приступающие к Богу в поклонении.

Далее автор говорит, что нам нужно, чтобы идти вперёд: «с искренним сердцем и полной верой». Без этого нельзя и думать приближаться к Богу в духовном поклонении. Эта фраза описывает сердце человека совершенно искреннего и нелицемерного (см. Ин. 4:24). Мы также должны приступать, «кроплением очистив сердца» кровью Иисуса, дабы убрать всю грязь греха. Если сердце осуждает нас, то между нами и Богом вырастает препятствие. Однако это препятствие вины может быть устранено Божьей милостью через Иисуса, «потому что Бог больше сердца нашего и знает всё» (1 Ин. 3:20). Он знает всё, что провоцирует грех, и всё, что составляет причину наших слабостей. Имея такое полное знание, Он способен простить по Своей благодати, которую продемонстрировал великой и изумительной жертвой Своего Сына, а также постоянным ходатайством Сына (7:25).

Чтобы приступать к Богу, кроме «искреннего сердца», мы должны ещё «омыть тело водой чистой». Невозможно приступать к Богу без искренней и стойкой веры (см. 11:6). Это должна быть «полная» вера, «твёрдая и непоколебимая уверенность в священстве Христа и превосходстве Нового Завета над Ветхим» (Риз). Как и те евреи-христиане, мы «омылись» в крови крещением, дабы приступать к Богу (см. Отк. 1:5, 6; Деян. 22:16).

Это упоминание «воды» в стихе 22 — явная ссылка на крещение. В Новом Завете совершенно ясно говорится, что крещение, или погружение в воду, осуществлялось для прощения грехов (Деян. 2:38; 22:16). Гатри отмечает: «Прежде чем кто-то мог приблизиться, требовался определённый публичный инициирующий обряд». Значение крови и воды нельзя переоценить. Иоанн тоже уделял много внимания воде и крови (1 Ин. 5:7, 8).

Священнику, служившему в День очищения, предписывалось «омывать… тело своё водой» (Лев. 16:4). Новое очищение водой — это не просто омовение тела от физической грязи, это очищение совести в нашем спасении (1 Пет. 3:21). О крещении часто говорится как об омовении (Деян. 22:16; Еф. 5:26; Тит. 3:5). «Кропление» не имело прямой связи с крещением; оно означает «процесс обращения, содержащий ссылки на покаяние и крещение» (Лайтфут). Этот текст говорит нам: «[Христианин] должен приходить на поклонение только после того, как осознает, что, уверовав в искупительную работу Христа, получил прощение грехов, и только после того, как он принял христианское крещение» (Готорн). «Чистая вода» в стихе 22 явно говорит об уничтожении грехов человека в момент крещения. Даже с точки зрения иудеев, приверженных ритуалам, крещёный человек чист. Однако после крещения вода не становится нечистой, как бы посчитали сторонники иудейского омовения. Кроме того, христианская чистота не временна, как в период левитской системы; пребывающий во Христе постоянно очищается Его кровью (1 Ин. 1:7). В Ветхом Завете «кропление кровью» часто было связано с очищением и поэтому в Новом Завете оно символически соотносится с кровью Иисуса (Евр. 9:13, 14; 11:28). Освящённым должен быть весь человек — и его совесть (дух) и его тело (Ин. 3:5) В 1 Пет. 1:2 такие понятия как «окропление», кровь Иисуса, послушание и освящение Духом объединены в одном стихе. Ясно, что это описание того, как человек получает спасение.

УВЕРЕННОСТЬ В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ

Трудно переоценить важность уверенности человека в способности исполнить любое дело. Мы часто слышим, что молодой человек одержал победу в спорте, потому что был уверен в ней. Но мы также слышим и о тех, кто проиграл из-за отсутствия уверенности.

Мы должны быть уверены, что знаем Божье Слово, чтобы проповедовать его с силой, так как неуверенный человек будет «хромать на оба колена» (4 Цар. 18:21). Такие проповеди никому не нужны. Нынче широко практикуются курсы по развитию личности, помогающие людям воспитать в себе уверенность. Правильная уверенность обретается только через веру в Христа Иисуса.

Мы уверены, что наш Бог никогда не предаст и не оставит нас (13:5, 6). Мы также имеем абсолютно компетентного Посредника, ходатайствующего за нас перед престолом (1 Ин. 2:1, 2; Евр. 7:25). Верьте в Него независимо от того, уверены вы в себе или нет.

Мы убеждены, что верой в молитве можем войти в самое присутствие Божье. Мы не получаем мгновенных ответов; Бог не отвечает прямо и сразу. Однако мы можем положиться на нашего посредника, Иисуса, который приносит наши молитвы к престолу и, ходатайствуя за нас, добывает нам милость (Евр. 4:15, 16; 7:25). Вдобавок, мы знаем, что Дух помогает нам в наших молитвах, когда мы не знаем, как молиться (Рим. 8:26). Мы можем радоваться уже теперь, почти как если бы уже стояли рядом с ангелами у престола.

ПОЛНАЯ ВЕРА

Мы можем быть искренне преданы нашему Спасителю. Мы можем достичь полноты веры, если будем безоговорочно верить учениям, содержащимся в Послании к евреям. Вера, не укоренённая в истинном библейском учении, — это всего лишь суеверие, базирующееся на невежестве. Чтобы быть свободными, мы должны познать истину (Ин. 8:31, 32). Если человек не понимает, что он должен сделать, чтобы повиноваться Христу, или почему он делает это, то как он может иметь «полную веру» или, как сказано в Российском Библейском Обществе, «полноту твёрдой веры»? Чтобы освободиться от греха, мы должны стать «послушны тому образу учения» (Рим. 6:17, 18). Конечно, потом, после первичного повиновения, можно возрастать в вере, как это было с теми еврейскими братьями, когда они прочитали или услышали весть послания. Вере всегда есть куда расти, но если она не основана на здравом смысле и Божьем откровении в Писаниях, то она не может стать «полной».

Мы должны «приступать» к Богу. Наша полная вера позволяет нам приступать в правильном духе, который предполагает, во-первых, «искреннее сердце» — сердце без притворства. Павел мог смело стоять перед толпой, потому что он знал, что его сердце чисто (Деян. 23:1). Во-вторых, приступать нужно в вере. «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6). В-третьих, необходимо быть «без вины». Это возможно потому, что наши виновные сердца были очищены кроплением крови Иисуса (ст. 22). В-четвёртых, мы должны были продемонстрировать свои чистые намерения, публично исповедав свою веру в Иисуса и окунувшись в воду крещения, что является сутью «омовения» (см. Деян. 22:16; 1 Кор. 6:11; Еф. 5:26; Тит. 3:5).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завет Христа — это «путь новый и живой», которым мы можем войти на небеса. Благодаря Его смерти и ходатайству мы имеем возможность войти в присутствие Божье и стоять пред Ним с чистой совестью и непорочным сердцем. Этот великий дар является основой нашей веры и мотивацией для искреннего служения Богу.