История советских грузовиков уже изучена вдоль и поперек, хотя и там иногда можно найти белые пятна. Совсем по-другому дело обстоит с тракторостроением. Об этом мало кто пишет, да и увлекающихся не так много.
Вероятно, именно поэтому меня всё время так увлекали старые трактора. Ведь порой их конструкция выглядит просто сумасшедше, как и задачи, которые они должны выполнять.
Сегодня я расскажу вам про очень любопытный экскаватор ЭР-10, выпущенный всего в нескольких единицах.
В 1962 году Московский экспериментально-механический завод (или просто МЭМЗ) изготовил 3 единицы роторных траншейных экскаваторов ЭР-10.
Они предназначались для рытья траншей под трубы диаметром до 1020 мм. Глубина копания - 2,5 метра.
Выглядит ЭР-10 достаточно дико из-за огромного рабочего органа в задней части. А еще - немного узнаваемо. И вот почему!
Дело в том, что в конструкции самого тягача широко использовались элементы от серийного сельскохозяйственного трактора Т-100М.
Среди них была и кабина, которая на одном из вариантов была со скошенной передней частью, а на других - с вертикальной.
Рабочий орган в транспортном положении значительно выступал за габариты шасси.
Двигатель был вынесен далеко вперед и скрывался под длинным капотом. Это было сделано для того, чтобы компенсировать массу рабочего органа, нависающего в задней части.
Посмотрите на снимок сверху, где ЭР-10 съезжает с трала. Кажется, что задняя часть должна перевесить, но этого не происходит из-за наличия тяжелого двигателя в переднем свесе.
Вообще, создавалось ощущение, что шасси явно маловато для такой махины.
Для вращения ротора использовалась коробка отбора мощности, от которой цепной передачей вращение передавалось приводу ротора, а от него валом на сам ротор.
Подъем и опускание ротора осуществлялся несколькими гидроцилиндрами, расположенными за кабиной.
Вот такой необычный механизм. Просто гигантский трактор, который с трудом влезал на стандартный советский трал.