Найти в Дзене
Журналюга-переводчик

Как следят за стюардессами в Qatar Airways?

Авторский рассказ из цикла "Наши за рубежом" про россиянку Офелию из Ульяновска, которой в 2019 году повезло устроиться на работу в "Катарские Авиалинии". Здесь вы можете прочитать о том, как работается и живется в экзотической мусульманской стране.

После окончания вуза по специальности "Психология" симбирчанка Офелия Арутюнян уже успела поколесить по миру и поработать учителем английского языка. С вакансией стюардессы все вышло абсолютно случайно. Знакомый переслал ей несколько интересных вакансий за рубежом, в том числе одна была в „Qatar Airways“. В описании вакансии было требование к прилагаемой на конкурс фотографии: какова должна быть одежда, как улыбаться, насколько могут выступать зубы и так далее. Офелия все это успела выслать за пару дней до завершения приема анкет в мае 2019 года.

Почти сразу девушке пришло приглашение на интервью. Срочно купив билет на поезд, девушка помчалась в столицу. Там ее и еще около 150 претенденток ожидало собеседование на "Оpen Day". После нудного анкетирования и ряда интервью на знание английского, тестирования на умение работать в команде из конкурсанток осталось 12 человек. Прошедших первичный отбор девушек также подвергли анкетированию и опросу, пришлось перечислить все перенесенные болезни, показать шрамы и даже крупные родинки.

Только в ноябре Офелия узнала, что прошла этот экзамен и получила приглашение на работу и билет в загадочную восточную страну. Уже в стране она прошла медкомиссию для получения ВНЖ и работодателя, сдачу крови на гепатит. Визу и разрешение на работу компания-рекрутер оформляли сами, просто прислав все в готовом виде. Затем было очень интенсивное и утомительное обучение, которое длилось два с половиной месяца. Обучение включало в себя тренинг по безопасности, оказание первой медицинской помощи и сервисное обслуживание. В 6.40 автобус забирал их из отеля и возвращал обратно в 15.00-16.00.

После рейса (Фото из сети)
После рейса (Фото из сети)

Учить приходилось нереально много, и на следующий день проверялось усвоенное накануне. Студентов тренировали также на тренажере, как в аварийном режиме открыть двери, как открыть надувную горку-слайд, как пользоваться надувной лодкой, действия во время пожаров и внештатных ситуаций. Оказание медицинской помощи включало в себя все возможные ситуации, которые могут произойти со смертным человеком – обмороки и приведение в чувство, остановка сердца, кровотечение, пищевые отравления и даже роды на борту!

«Катарские авиалинии» - это авиакомпания высшего класса, которая должна оказывать все услуги на высочайшем уровне. Там придирались ко всем мелочам! Стюардессам необходимо придерживаться стандартов, под которые подпадала и прическа и длина юбки и даже цвет помады и волос. К последним почему-то предъявлялись повышенные требования: На солнце они не должны были отсвечивать иным цветом. В итоге замученная дресс-кодом девушка два раза их перекрашивала.

Ну и вообще в данной мусульманской стране царит масса ограничений. В Катаре не разрешены открытые плечи, приталенные платья и юбки, которые должны быть ниже колен. Во время обучения действовал «комендантский час» - после 23.00 надо было находиться в номере. Также действовал запрет на неформальное общение с противоположным полом. В гости в свою комнату приглашать можно было только женщин. Самих катарцев Офелия толком не видела из-за их закрытости.

Интернациональный коллектив Qatar Airways (Internet)
Интернациональный коллектив Qatar Airways (Internet)

Надо сказать, что коллектив, в котором училась и работала Офелия, был весьма интернациональным. Арабы, индусы, африканцы, китайцы (большей частью с острова Тайвань), латиноамериканцы, представители Восточной Европы. При этом американцев и граждан из Западной Европы можно было по пальцам пересчитать, зато их можно было часто встретить в числе командиров корабля и вторых пилотов.

К непосредственной своей работе стюардессой россиянка приступила в декабре 2018 года после успешной сдачи всех тестов и зачетов. Ей доводилось летать как на короткие, так и на длительные дистанции. Самый длительный перелет у нее был из столицы Катара в Новую Зеландию – 18 часов. Так же часто она летала по всему земному шару от Америки до Австралии.

Селфи в отеле (Фото респондента)
Селфи в отеле (Фото респондента)

Как сейчас признается девушка, огромное место в ее работе занимало обслуживание пассажиров во время приема пищи. „Qatar Airways“ – является пятизвездочной авиакомпанией, которая стремится предоставлять пассажирам разнообразное меню за их деньги. То есть там бывает основное меню (60%), второстепенное (30%) и вегетарианское (10%). По техническим причинам и ограничения массы лайнера невозможно взять каждого меню под завязку. И если пассажиры не могли получить то, что захотят, то они иногда выходили из себя и закатывали жуткие скандалы, грозились всевозможными карами и судами.

Однажды был случай, когда летели в священный месяц рамадан. Полет планировался на мусульманскую публику, то есть что желающих поесть днем будет немного. В рейс из Катара в Марокко загрузили 40% пайков. В один из ее рейсов в как назло попалось большое число пассажиров-немусульман из Кореи, Филипин, Индии и других стран. В итоге еды всем желающим не хватило и был сильный скандал!

В другое время, как рассказывает Офелия, часто бывают ситуации, что наготовят много наборов еды, а люди от нее отказываются. В итоге, очень много качественных продуктов просто летит в мусор, в том числе много пластиковой упаковки. На борту катарских авиалиний всегда есть выбор из пяти соков, из-за одного-двух желающих вскрытая почти полная упаковка например томатного сока после приземления оказывается в канализации.

Всегда с "дежурной" улыбкой (Фото из интернет)
Всегда с "дежурной" улыбкой (Фото из интернет)

Форс-мажорными ситуациями были случаи со здоровьем: обмороки, пищевые отравления и сердечные приступы. В экипаже ее знакомого-коллеги случился даже летальный исход, когда пожилой человек умер, запершись в туалете и его хватились лишь спустя какое-то время. Вскрыв дверь, стюарды обнаружили в кабинке мертвое тело, и сделать ничего уже было нельзя!

Другой стресс, по мнению симбирчанки, создавали расторможенные дети из арабских и ближневосточных стран. Они бегали по салону, как угорелые. Несмотря на предупреждения стюардесс взрослым, чтобы следили за ними, те все равно позволяли своим чадам все на свете. Дети западных пассажиров вели себя более дисциплинировано.

Помимо обычных пассажиров, были вип-клиенты из бизнес-класса, а также VVIP-клиенты (очень-очень важные клиенты), которым позволялось все! Вообще в "Катарских авиалиниях" всем гостям разрешен любой алкоголь на борту без ограничений. Когда такой гость требует выпить, то отказать ему нельзя. И если стюард видит, что гость наклюкался, то вызывает старшего борт-проводника, чтобы тот вежливо и дискретно поговорил с таким пассажиром о пользе воздержания.

Роль старшего борт-проводника (старшего менеджера) во время полета очень высока. Он распределяет персонал на борту и улаживает форс-мажорные ситуации. Во время длительных перелетов он распоряжается отдыхом персонала, для которого есть даже предусмотренные спальные места.

Спальное место на борту (Фото респондента)
Спальное место на борту (Фото респондента)

Как рассказывает симбирчанка, из-за массы правил в авиакомпании во время всего рейса находишься в сильном стрессе и напряжении. Работу персонала "Катарских авиалиний" проверяли так называемые «тайные покупатели», которые под видом простых пассажиров садились на борт. Вызывали стюардессу за какой-нибудь надобностью, заказывали еду и отслеживали ее работу. Как рассказывает Офелия, были нелепые случае увольнения сотрудниц из-за мелких косячков или даже «фальшивой» улыбки.

Одним из плюсов своей работы стюардессой Офелия считает достойную зарплату, на которую можно позволить себе хорошую жизнь в Катаре. При этом ей не приходилось платить за съемное жилье-гостиницу, только за пользование интернетом в нем. Во вторых, во время ночевок в другой стране экипаж и персонал размещали в лучших отелях города. В третьих, это возможность быстро облететь весь земной шар. Можно было утром проснуться в Канаде, вечером посетить Марокко, а еще через день оказаться в Южном полушарии.

День рождения на работе (Фото респондента)
День рождения на работе (Фото респондента)

Среди минусов тут симбирчанка назвала самым главном - почти полное отсутствие личной жизни. Даже свой день рождения в августе она провела на работе! Компания с помощью магнитной карточки отслеживала приход и уход своих сотрудниц из отеля. За 12 часов до отлета необходимо было оставаться в отеле без капли спиртного. (Чтобы дамы не загуляли, достаточно отдохнули и не смогли опоздать на рейс!) Со своим молодым человеком из Швеции девушка виделась считанные разы в месяц и для этого ей приходилось согласовывать место встречи по всей Европе согласно своему хаотичному графику полетов!

По этой же причине она решила оставить эту нервную работу через 8 месяцев. За уход раньше оговоренного в контракте срока с сотрудницы вычли сумму, соразмерную ее месячной зарплате! Но Офелия по этому поводу не сильно переживает, поскольку свою свободу и личную жизнь ценит гораздо выше.

Записал Дмитрий КУЗИН

Фото из личного архива Офелии и сети интернет.

Если статья вам понравилась, пожалуйста, отметьте ее лайком. Приглашаю также обсудить ее в комментариях. А вы пошли бы работать стюардессой в таких условиях но при хорошей оплате?