Михайло Ломоносов. СССР, 1955. Режиссер Александр Иванов. Сценарист Леонид Рахманов. Актеры: Борис Ливанов, Аста Виханди, Антс Эскола, Герман Хованов, Янис Осис, Владимир Сошальский, Алексей Консовский, Владимир Белокуров и др. 19,5 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
По мнению киноведа Петра Багрова, режиссер Александр Иванов (1898-1984) снял драму «Михайло Ломоносов» «по всем канонам сталинских биографических лент. Режиссеру пришлось преодолевать стандартные трудности — о них он подробно пишет в дневнике. Но съемки затянулись, и фильм, вышедший в оттепельном 1955 году» (Багров, 2002). не вызвал особого энтузиазма кинопрессы. Багров А. Свой масштаб высоты. Александр Иванов: режиссер и мемуарист // Киноведческие записки. 2002. № 60.
Мало кто из современных зрителей помнит этот фильм, но те, кто не забыл, вспоминают его с удовольствием: «Лучший исторический и биографический фильм. Отличная игра актеров, музыка. Такого больше никогда не снимут» (Тома). «Дерзнул бы кто-нибудь из нынешних режиссёров снять подобного уровня кино. С подлинной глубиной и любовью к народу нашему... Без гнусной "правды и жизненности", но с настоящим художеством. Что б задевать самые высокие струны в человеке… Э-эх...» (А. Карташев).
Русь изначальная. СССР, 1986. Режиссер Геннадий Васильев. Сценаристы Геннадий Васильев, Михаил Ворфоломеев (по мотивам романа В. Иванова). Актеры: Владимир Антоник, Людмила Чурсина, Борис Невзоров, Иннокентий Смоктуновский, Маргарита Терехова, Елена Кондулайнен, Арнис Лицитис, Игорь Дмитриев, Владимир Талашко и др. 19,1 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Эту историческую приключенческо-мелодраматическую ленту о славянах VI века поставил режиссер Геннадий Васильев (1940-1999), автор девяти полнометражных фильмов, два из которых («Новые приключения капитана Врунгеля» и «Русь изначальная») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
Советская кинопресса отнеслась в «Руси изначальной» безжалостно.
Кинокритик Андрей Шемякин в «Советском экране» заметил, что «мера стилизации диалога в картине не найдена, герои то говорят современным языком, то впадают в «языческую невнятицу»… в первой серии торжествует отнюдь не сказка, предполагающая некоторое внешнее простодушие, а попросту примитив. … Условное время, условное пространство, условно-символические герои. Причудливая смесь времен и нравов, легенд и научных гипотез, сказочных, приключенческих, мелодраматических ходов и решений. Вот и получился местами пряный, местами пресный эклектический коктейль, рассчитанный, видимо, на простодушное юношество. Неважное «просветительство» (Шемякин, 1986: 10). Шемякин А. В пиротехническом тумане // Советский экран. 1986. № 20. С.10.
Кинокритик и сценарист Леонид Нехорошев (1931-2014) был еще строже: «Возникает ощущение, что авторы фильма «Русь изначальная» отдают себе отчет в существовании тех алогизмов, той фабульной, смысловой путаницы, которыми заполнено их произведение. Но сие обстоятельство их, кажется, не беспокоит. Они и не настаивают на том, чтобы зритель все понял и во всем разобрался. Метод изложения тут другой: один ошеломительно-красочный эпизод сменяется другим. И побыстрее. Без пауз, чтобы не дать людям задуматься. … безнравственная спекуляция «сильнодействующими» средствами призвана прикрыть профессиональную драматургическую беспомощность авторов картины, отсутствие у них требовательности к себе. Фильм «Русь изначальная» похож на пышную историческую декорацию с кровавыми окнами, декорацию, в которой и не ночевала история» (Нехорошев, 1986: 31,34). Нехорошев Л. История и декорация // Искусство кино. 1986. № 8. С. 24-34.
А каковы Ваши мнения об этих фильмах, уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020