Часто, приходя на консультацию, родители жалуются, что ребенок ничего не хочет, у него проблемы со школьной успеваемостью, он апатичен.
Сегодня у современных детей активно снижается социальная, эмоциональная и академическая динамичность, но одновременно наблюдается рост числа детей со сниженным уровнем обучаемости и иными нарушениями.
В нашем мозге заложен большой ресурс от рождения, но как он будет развиваться и какого уровня развития достигнет человек, зависит от нас, от окружающей среды. Но все чаще я наблюдаю, что вектор развития наших детей мы направляем не туда. Объясню, почему я так считаю.
Во-первых, дети в нашем обществе потребления получают все, что они хотят и когда пожелают. «Я хочу есть!» – «Сейчас зайдем в кафе». «Мне скуууучно!» – «На, возьми мой телефон». «Хочу куклу Лол!» - «Хорошо, купим!» Навык переживать фрустрацию, отложенное удовлетворение своих «хочу» – важный фактор успеха в будущем. Мы дарим детям радостные моменты здесь и сейчас, но делаем их несчастными в дальнейшей жизни.
Если ребенок умеет подождать, то во взрослом возрасте ему будет значительно легче действовать в состоянии стресса. А его в нашей жизни достаточно. Постоянно удовлетворяя желания ребенка, мы снижаем их готовность к борьбе в стрессовых ситуациях, даже совсем незначительных. Правильно сказанное «нет» в магазине игрушек – это шаг к успеху вашего ребенка.
Во-вторых, ограниченное социальное взаимодействие детей ограничивает их развитие. В круговороте бесконечных дел нам проще сунуть ребенку гаджет, чтобы он был занят и не отвлекал. Раньше, гуляя во дворе без неусыпного надзора взрослых, дети развивали свои социальные навыки. Изучение цветов, счета и т.д. на планшете исключает общение с родителем. Но надо помнить, что большинство успешных людей обладают развитыми социальными навыками. Мозг надо тренировать, в частности и социальные навыки. Если вы хотите, чтобы ребенок мог общаться, то необходимо дать ему возможность социализироваться.
В-третьих, жизнь для детей сегодня – это бесконечное развлечение и веселье. В мире наших детей нет места скуке. Их развлекают в кружках, на днях рождения, праздниках, в лагерях, уже добрались до школы. И приходя в школу, семилетние дети сейчас ждут веселого процесса обучения, учителя в клоунской шапке. Игра и веселье – это хорошо, они должны быть в жизни ребенка. Но всему свое время и место. Лобные доли тренируются только во время работы. А их развитие имеет важное значение в процессе обучения.
В-четвертых, бесконтрольное использование современных технологий и гаджетов не развивает наших детей. Гаджеты стали няньками наших детей. Удобно и почти бесплатно. Но это миф, расплата велика - это #нервная система ребенка, их внимание. Готовы заплатить такую цену? Виртуальная жизнь значительно веселее, чем жизнь повседневная. Тем более, что стремясь заработать, многие из нас сами утратили краски жизни.
Когда ребенок приходят в школу, он сталкивается с адекватной визуальной стимуляцией и это совсем не спецэффекты в компьютерных играх и скачущие герои мультфильмов. Дети и здесь ждут высокого уровня стимуляции, они не способны переработать информацию с более низким уровнем стимуляции. Как результат – #школьная неуспеваемость. Технологии делают родителя эмоционально недоступным для ребенка, а это питание его мозга. Все это не означает отказ от современных технологий, но баланс должен быть соблюден.
В-пятых, дети зачастую превращаются в эдаких маленьких царьков. «#Мой ребенок не любит …». «Моему ребенку не нравится …». «Он не хочет ложиться спать в 9 вечера». Всегда ли надо делать, как они хотят, или все же провести границу между хорошо и плохо, можно и нельзя? Понятие «надо делать» должно быть в жизни ребенка. Послание «надо делать», исходящее от взрослого, должно быть обдуманным, аргументированным, истинным «надо», которое несет пользу ребенку. При этом продавливать свое «надо» совершенно не обязательно, дипломатию в переговорах с ребенком никто не отменял!
На самом деле современные дети знают, чего они хотят. Им просто тяжело делать то, что необходимо для достижения цели. Это оставляет их разочарованными. У нас есть жизненный опыт, и мы можем помочь им получить желаемое. Главное вовремя сказать «Нет» и подариnm удочку, вместо рыбы.
Будьте здоровы!