После релиза Dual Destinies и мирового релиза PL vs. AA в команде, занимавшейся серией про адвокатов, произошёл неформальный раздел (мирный, но раздел). Шу Такуми перешёл к работе над своими спин-оффами, которые родились из давней идее об игре с механикой дедукции. В то же время Такэси Ямазаки возглавил работы над сюжетом основных частей серии. Параллельно боссы компании решили ещё выпустить анимезацию игры для дополнительного навара, а также сконцентрироваться на активном продвижении оригинальной трилогии на новые платформы. Эти события заметно повлияли на развитие серии. Как - сейчас узнаем.
Внимание: в статье будут использоваться не только официальные имена, но и имена из фан-переводов DGS 1/2.
Dai Gyakuten Saiban: Naruhodō Ryūnosuke no Bōken (2015)
Начнём мы со спин-оффа от Шу Такуми. Игра пошла в дело ещё после релиза PL vs. AA, но тогда компания хотела получить более простую и понятную людям игру. Ранние концепты предлагали сконцентрироваться на гражданских процессах, но в таком раскладе было бы сложно проектировать концовки. Тогда-то Такуми и вернулся к концептам с дедукцией времён разработки оригинальной трилогии. Сразу же на ум пришёл Шерлок Холмс, известный мастер дедуктивных размышлений. Правда, великого сыщика предполагалось ослабить: идея совместной дедукции строилась на ошибочности действий детектива. Планировался геймплей в Лондоне, но когда к Такуми пришёл Казуя Нури, один из художников серии, то всплыла идея викторианской Англии и Японии эпохи Мейдзи.
Из-за многих сложностей разработка растянулась на три года. Сценарий закончили крайне поздно, лишь за пару месяцев до релиза. Ещё раньше удалось закончить модели, которые из-за постоянных прибеганий к разным ракурсам пришлось детализировать сильнее обычного. Несмотря на все сложности, анонс состоялся ещё в 2013, а в 2014 произошли первые показы, несмотря на то, что игра только-только начала формироваться по-настоящему.
Новая игра в плане геймплея использовала механики от PL vs. AA: во-первых, нам вернули допросы нескольких свидетелей, в которых можно было переключаться при необходимости между ними. Во-вторых, игра всё так же прибегала к иконкам вместо шкалы уверенности, а в-третьих, механика противоречивых показаний также существовала, хотя и была переработана в закрывающий аргумент. Дело в том, что в английских судах того времени практиковался суд присяжных, и вердикт выносят они. Если их мнение было единогласным, то заседание приостанавливается, и от игрока требуется предоставить закрывающий аргумент, разговаривая с присяжными и раскрывая их причины для обвинения, сталкивая эти самые причины при нахождении противоречий между мнениями присяжных.
Но головной идеей была механика совместной дедукции при расследованиях. Игрок сначала выслушивал Шерлока Холмса, который показывал на ключевые места... а затем допускал непонятный ляп, из-за которого вся цепочка скатывалась в какой-то бредовый вывод. После этого в дело входил Наруходо, который исправлял ошибочные места, в итоге переходя к иному выводу. Механика была интересной ещё и за счёт активного прибегания к разным ракурсам - великий детектив любит театральные жесты. Правда, выглядит он не так, как привыкли его видеть мы - в образе Камбербетча или Ливанова.
Но неожиданно на игроков рухнул один факт. От релиза на Западе решили отказаться. Проект попал в цепкие лапы японского отделения Capcom и не планировался к релизу за пределами страны. Точные причины неизвестны. Возможно, дело в локализационном расхождении - фатальной ошибки (по мнению автора) Capcom USA, тянущейся ещё с релиза первой части на NDS... хотя списать всё на эмиграцию деда/родителей Райта в США (скажем, после Второй мировой) для западной версии было можно. Возможно, дело в авторских правах на Шерлока Холмса (вы видели кол-во произведений по нему?) - в Японии патенты работают несколько иначе, да и на момент начала разработки игры суд по АП на великого детектива ещё шёл (вердикт был прост - Холмс перейдёт в общественное достояние, но при этом 10 рассказов Конан Дойля, опубликованные после 1923 года, просидят в АП до окончания законного срока), а потом просто не нашлось времени - американская ветка компании засела за перевод для следующей игры. К счастью, фанаты после нескольких лет стараний выкатили неофициальный перевод для версий на 3DS и Android, и при желании вы сможете поиграть самостоятельно.
Сюжетно же игра была на уровне первой части. В ней было много завязок и клиффхэнгеров, которые предполагалось раскрыть в дальнейшем - планы о продолжении озвучивались ещё до релиза. Сначала нам предлагали защищать самого себя в достаточно непростом деле об убийстве - улик против нас много, а вдобавок ещё и политика накладывает на это дело отпечаток. Затем происходит веселье с безбилетным проездом и единственным делом без суда за всю историю "судебных" игр серии (т.е без ААИ), а далее нам кидают подсудимых с крайне неприятными уликами против них. Но в каждом случае нам удаётся отбиться и победить. Типичный переворотный суд, что сказать.
Игра была тепло принята всеми, и в целом неплохо продалась - 130 с лишним тысяч копий за 1 неделю, да и к ней выпустили 8 мелких DLC, чем-то напоминавших по затее доп.эпизоды к PL vs. AA. А тем временем остальная часть команды АА работала над своим проектом...
Phoenix Wright: Ace Attorney: Spirit of Justice (2016)
Ямазаки был истощён после разработки Dual Destinies и собирался подать в отставку. Продюсер Мотохиде Ёширо не хотел отказываться от продолжения игры, и показал замученному сценаристу фанатов игры. В итоге решено было, что вести разработку будут 2 человека: Ямазаки займётся сценарной частью, а остальное падёт на художника прошлой части (в т.ч и геймплей). Чуете, чем пахнет? Правильно, вымучиванием и выжиманием последних соков. И это при том, что параллельно разрабатывалось продолжение DGS! Но видимо, Capcom считала, что миру новая часть АА всё же понадобится (несмотря на то, что после релиза DGS Шерлок Холмс уже был в общественном достоянии и его использование не требовало бы выплаты роялти держателям прав), и решилась на создание новой игры.
Осознавая, что Райта кое-как могут бить лишь крайне мощные товарищи навроде Франциски, Майлза и Блэквилла... решено было отправить Феню за рубеж в страну с иной системой судов. Но т.к по лору серии он уже объездил Европу, то необходимо было что-то экзотическое - как в PL vs. AA. Так появились наработки королевства Кхура’ин, где решение суда падает в толкование видений, посланных духами. Особенно это весело смотрится при убийствах, когда мы смотрим последние минуты жизни жертвы (прям как в Ghost Trick, только вот здесь мы видим лишь вид от первого лица и читаем ощущения погибшего...). Короче, цирк с конями 150 уровня, даже средневековые суды в Лабиринтии были логичнее. Но что самое печальное - это то, что по неизвестной причине новая часть должна была центрироваться ещё и на Аполло, история которого в общем-то была закрыта. Но нет, нам решили притащить больше сюрпризов.
Окей, персонажи вроде колоритные. Правда, меня крайне сильно смутил прокурор Садмади - чёртов монах, разодетый под бабу... Причём и борется-то он довольно средне. Нет, он способен загнать игрока на канаты, и даже добивается одного "ложного геймовера", но это вообще не годится - после Клавьера и Саймона он смотрится как мешанина из прошлых прокуроров. Издевки в мейнлайне были разные, но Нахьюта имеет заметно более слабое построение в плане мучителя защиты, из-за чего страдает его судебный образ. Более того, про его предысторию мало что рассказывают вплоть до начала финальной арки игры, в то время как про остальных немного рассказывают и в начале. Если сравнивать с соперниками, которые были лишь в одной части, то Нахьюта < Блэквилл.
Но вот главная проблема - новая арка Аполло. После событий из DD, где мы увидели часть его прошлого, остатки истории Джастиса вроде бы никого более не волновали. Но внезапно с неба нам свалили отчима и сводного брата. И это при том, что истории Аполло в игре посвящено 2 дела. ДВА ДЕЛА из ПЯТИ.
Собственно, о делах. Вначале Феня сорвался в Кхура’ин на помощь Майе, где сразу же, не разобравшись в судебной системе иной страны, отправился защищать собственного гида. Затем Трюси попадает под суд из-за манипуляций бывшего члена труппы Грамари, и дело прилетает Аполло, который ещё вдобавок вынужден спасать контору Райта (прям великая угроза, да... раздули, чёрт возьми) от выкупа. Далее нам суют очередное дело из разряда "Майя в беде", которое якобы должно стать завязкой некоторых сюжетных деталей о плохих законах Кхура’ина. 4 делом сделали сраный филлер для тех, кто скучал по шипу Сайксвилл (т.е шип Афины и Саймона). А вот финальное дело... это какой-то цирк. Здесь смешали вагон инцидентов из прошлых частей - начиная от похищения Майи и заканчивая расследованием крайне старого дела много лет спустя. Из всех дел лишь DLC выглядело вполне интересно - в нём была и сложная тайна, да и во многом оно неплохо сыграло на ностальгии, вернув старую четвёрку в полном составе - Ларри, Майлз, Майя и Феникс.
Как итог, основная серия остановилась именно на этой части. Несмотря на в целом тёплый приём, многие люди раскритиковали некоторые нововведения и часть персонажей. Из-за этого будущее серии оказалось под большим вопросом, и Capcom ради безопасности решила сосредоточиться на переносе остальных игр на iOS и Android, а также превращению оригинальной трилогии в собственный аналог Скайрима по кол-ву ре-релизов на новых платформах. Однако, в спин-оффах ещё теплилась жизнь...
Dai Gyakuten Saiban 2: Naruhodō Ryūnosuke no Kakugo (2017)
Продолжение DGS пошло в дело довольно быстро. Многие детали были отработаны, да и сценарий вряд ли стали долго готовить - всё-таки было много тайн, оставшихся ещё с первой части, что намекает на возможное существование наработок ещё с той разработки. Однако, мало сделать основную линию, надо ещё нарастить на ней своеобразные мышцы и кожу. Иными словами, новая часть должна была получить новые дела и новых персонажей. Решено было сосредоточиться на завязывании оставшихся концов. Ключевыми стали: судьба убийцы Ватсона, тайна миссии Асоги и наконец, тайна истории Барока ван Зикса. Всё это фактически было связано в единый стержень, после чего началось выстраивание дел.
Вторую часть решили также начать с дела в Японии. Иронично, но оно фактически являлось продолжением первого дела в DGS1. А затем нам помаленьку начинали раскрывать неотвеченные вопросы первой части, тем самым подводя серию к логическому завершению. По какой причине решено было свернуть всё - неясно. Возможно, сказались низкие продажи первой игры, которые были ниже, чем у Spirit of Justice, которая в свою очередь отстала от DD и AJ. Но игра была в целом высоко оценивается и поставлена как весьма годное произведение, достойное находиться в одном ряду с T&T и AAI2.
В АА сиквелы редко не вносили ничего нового. После Т&Т это была первая часть, которая не ввела никаких новых механик по сравнению с предшественницей - здесь всё так же были сеансы дедукции и закрывающие аргументы, но это мы видели и в прошлой части. Возможно, отсутствие технических новшеств повлияло на решение закрыть серию... а возможно, и разочарование продажами SoJ и DGS1. В любом раскладе, Capcom уже к тому моменту перекатилась на впихивание прошлых частей на современные портативные платформы (читай: смартфоны) и продвижение оригинальной трилогии везде, где можно.
Подведение итогов
Да-да, оригинальная трилогия была перевыпущена уже трижды. Сначала на iOS, затем на 3DS, а потом и на PC/XOne/PS4/NSW. Но к тому моменту игроки жаждали получить чего-то нового, а контента по Райту всё не было и не было... Итог получился печальным. Даже вынос ААТ на современные платформы не помог, и серия потихоньку стала погружаться в забвение...
К счастью, фанаты пытаются поддерживать жизнь в серии самостоятельно... Правда, чаще всего это дешёвые фанатские игры, от которых порой тошнит. В некотором роде от серии АА оттолкнулась и Danganronpa, но она всё же излишне ушла в анимешность и драматизм (каюсь, не играл, но слышал всякое).
Печально, что многие хорошие серии спин-оффов также погибли, а после ухода Ямазаки из Capcom в студии остался лишь Такуми и он вряд ли согласится пытаться что-то там выбросить... если только не писать очередную "новую" историю, но вряд ли это что-то даст - боссы слишком привязались к Райту. Скоро, к сожалению, можно будет констатировать факт смерти серии.
А на этом я с вами прощаюсь.
Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4