Найти в Дзене
История и культура Евразии

Как атаман Анненков хотел в поход в Индию идти?

Оглавление

Неофициальный лидер сибирского казачества в годы гражданской войны 1918-1920 годов атаман Борис Владимирович Анненков был личностью одиозной. Слава о жестокости его подчиненных осталась в Семиречье на долго, и до сих пор его именем наверное пугают детей как потомки русских крестьян-переселенцев, так и местные казахи.

Бори́с Влади́мирович А́нненков (9 февраля 1889 — 25 августа 1927, Семипалатинск) — войсковой старшина Русской императорской армии, в годы Гражданской войны — генерал-лейтенант в составе Сибирской армии Колчака, командующий Семиреченским соединением.
Бори́с Влади́мирович А́нненков (9 февраля 1889 — 25 августа 1927, Семипалатинск) — войсковой старшина Русской императорской армии, в годы Гражданской войны — генерал-лейтенант в составе Сибирской армии Колчака, командующий Семиреченским соединением.

Поэтому нет сожаления того что он был расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР в 1927 году в Семипалатинске.

Начинал свою службу Анненков в знаменитом 1-м Сибирском казачьем имени Ермака Тимофеича полку.

Боевой опыт получил в Первую мировую войну, когда командовал разведывательно-диверсионным отрядом из казаков 4-го Сибирского казачьего полка.

-2

После Октябрьской революции Анненков отказался разоружить свой отряд по требованию Совета казачьих депутатов и вернулся в Сибирь, где с 1918 года начал действовать против большевиков.

Анненков отличался харизмой, недисциплинированностью и большим самомнением. Даже свой отряд он преобразовал в партизанскую дивизию имени себя.

Но в его части царила на тот момент железная дисциплина, что отличало его от подразделений как красных, так и белых.

В отряде была демократия - офицером можно было стать только пройдя все низовые ступеньки от рядового. Друг друга все называли "брат", на благодарность отвечали "стар", на поздравление - "благодар". Такая форма отношений нравилась казакам, которые видели в ней возрождение старых казачьих традиций.

-3

Сам Анненков не пил, не курил, не увлекался ухаживанием за женщинами и азартными играми. Поэтому и уличенные в пьянстве и картах также изгонялись из его части, за бранные слова предупреждались два раза и изгонялись на третий.

Большую часть отряда тогда по отзывам газет составляли казаки, казахи и интеллигентная молодежь - монография А.Попова НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ПОХОД В ИНДИЮ: АТАМАН БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ АННЕНКОВ И ЕГО ОТРЯД В СИНЬЦЗЯНЕ

Главные успехи Анненкова были в Семиречье, где он смог сломить Черкасскую оборону в Копальском и Лепсинском уездах. Черкаские крестьяне-малороссы ненавидели Анненкова и главной причиной их упорной обороны были притеснения со стороны казаков атамана.

Разгром обороны сопровождался казнями и обиранием населения. Поэтому уже в начале 1920 года Красная Армия смогла опираясь на населением переломить ситуацию на Семиреченском фронте и предъявила ультиматум Анненкову о сдаче в плен.

-4

Анненкову удалось договориться с китайским генералом Ян-Фу-Ся о разрешении на переход границы. 28 апреля 1920 года его отряд начал переход на китайскую сторону.

После перехода китайцы сразу вывели из состава войск Анненкова Маньчжурский полк, состоявший из граждан Китая. Это стало основой конфликта между атаманом и китайской администрацией. Другой причиной стало нежелание китайских властей наказать местных калмыков, которые не вернули казакам табун лошадей в тысячу голов, оставив их без тягловых лошадей.

Но у Анненкова было много награбленного, которое он начал распродавать и постепенно восстанавливать боеспособность своего отряда.

Перспектив в возврате в советское Семиречье Анненков уже не видел и единственным способом сохранить свой отряд он видел в походе в Индию к англичанам.

Анненков мог бы бросить своих людей и уехать в Пекин богатым человеком, как ему предлагали его китайские друзья. Но он все-таки остался со своими товарищами, не бросив их на произвол судьбы. В 1924 году он с остатками своего отряда переехал в Ланчжоу, где занялся коневодством. Анненков так и мог бы спокойно разводить лошадей до конца жизни, но в 1926 году он был вовлечен в авантюру по организации нового похода белых в Семиречье. Большивики о нем вспомнили и через свою китайскую агентуру выкрали его. В 1927 году в Семипалатинске его настигла заслуженная кара за преступления в годы Гражданской войны.