Найти тему
Ленивый инвестор

Вся правда об IPO российских компаний

Друзья, я уже не раз делился с вами результатами своего участия в IPO на зарубежных рынках. С ними можно всегда ознакомиться на моём ютуб-канале https://www.youtube.com/smfanton, в статьях и ежемесячных отчётах на блоге Ленивого инвестора. Считаю это перспективным направлением в инвестировании, при соблюдении грамотного подхода и соответствующей подготовке. Но как обстоят дела с IPO российских компаний?

К сожалению, это не самая сильная сторона нашего рынка, в отличие от сравнительно неплохой дивидендной доходности. Последнее размещение отечественной компании hh.ru состоялось в мае 2019 года, и не здесь, а на NASDAQ. И дело не пандемии COVID-19: на американских биржах сейчас настоящий бум IPO. Накануне этого кризиса скопилась немаленькая очередь из российских компаний, которые собирались размещаться: Яндекс-Такси, Fix Price, Медси, Совкомбанк и др., всего 2 десятка потенциальных эмитентов. Но массовый выход сменился массовым отказом от размещения. В чем проблема?

Главное условие интереса к IPO - потенциал дальнейшего роста. Если акции не вырастут (причём существенно), какой смысл вкладывать кровные с немалым риском получить убыток? Видимо, инвесторы не видят у претендентов на размещение большого потенциала вырасти от текущих уровней. При слабом спросе и неочевидном результате организаторы в лице крупных банков и фондов не станут участвовать в сделке, да и сами компании предпочтут отложить свою премьеру на бирже. Вероятно, возвращения интереса стоит ждать в 2021 году.

Это не значит, что на нашем рынке совсем ничего не происходит. Индекс Мосбиржи хорошо отскочил от мартовских минимумов, а это удобный момент выпустить акции и получить за них относительно неплохую цену. Но происходит это не в форме IPO, а в ограниченном формате FPO (Follow-on Public Offering, допэмиссия) и SPO (Secondary Public Offering, вторичное публичное размещение). Разница между ними в том, что SPO не изменяет общее количество бумаг в обращении, а допэмиссия приводит к размытию акционерного капитала. Последний пример - Аэрофлот. Пожалуй, подготовлю для блога подробный обзор SPO и FPO.

Делитесь своим мнением - когда ждёте бума IPO на нашем рынке?