Найти тему

Советский Союз Мечтателей, или Ленин = «Начальник Чукотки»…

«Начальник Чукотки» (реж. Виталий Мельников, 1966):  «…1922 год: комиссара Глазкова посылают на Чукотку устанавливать советскую власть; в дороге он умирает; к месту назначения добирается только писарь Алеша, который и становится Начальником Чукотки…». КиноПоиск: 7,9; IMDb: 7,4.
«Начальник Чукотки» (реж. Виталий Мельников, 1966): «…1922 год: комиссара Глазкова посылают на Чукотку устанавливать советскую власть; в дороге он умирает; к месту назначения добирается только писарь Алеша, который и становится Начальником Чукотки…». КиноПоиск: 7,9; IMDb: 7,4.


Советский Союз Мечтателей


Наивность, доверчивость, идеализм, мечтательность, неопытность, прожектерство; обостренное сострадание всем несчастным мира; неудержимое желание всё немедленно исправить, не принимая в расчет опасность и жертвы… — портрет Начальника Чукотки из фильма Виталия Мельникова; портрет лучших людей, вставших под ленинские знамена, затеявших сотворить счастье на земле России и во всем мире; портрет самого Ленина… ?

«Кремлевский мечтатель» — эпитет фантаста Герберта Уэллса в адрес Ленина в книге «Россия во мгле» 1920 года. Эпитет, который в самой же книге уточняется до своей противоположности. Ленин описывается как человек предельно внимательный к словам другого, четко оценивающий всю громадную трудность предстоящей работы, трезво обозначающий возможные контрдействия со стороны врагов. И при этом, да, — «мечтатель» — человек, мечту задумавший воплотить здесь и сейчас.

.

Несколько цитат из книги Уэллса:

«…Невзирая на напоминания г. Ротштейна о необходимости большей дипломатической сдержанности, Ленин стал рассказывать мне о проекте, которым один американец собирался поразить Москву. Проект предусматривал оказание экономической помощи России и признание большевистского правительства, заключение оборонительного союза против японской агрессии в Сибири, создание американской военно-морской базы на Дальнем Востоке и концессию сроком на пятьдесят – шестьдесят лет на разработку естественных богатств Камчатки и, возможно, других обширных районов Азии. Поможет это укрепить мир? А не явится ли это началом новой всемирной драки? Понравится ли такой проект английским империалистам?
Капитализм, утверждал Ленин, — это вечная конкуренция и борьба за наживу. Он прямая противоположность коллективным действиям…»

«…Ленин с откровенностью, которая порой ошеломляет его последователей, рассеял недавно последние иллюзии насчет того, что русская революция означает что-либо иное, чем вступление в эпоху непрестанных исканий. Те, кто взял на себя гигантский труд уничтожения капитализма, должны сознавать, что им придется пробовать один метод действия за другим, пока, наконец, они не найдут тот, который наиболее соответствует их целям и задачам, писал он недавно…»

«…Ленин, который, как подлинный марксист, отвергает всех «утопистов», в конце концов сам впал в утопию, утопию электрификации. Он делает все, от него зависящее, чтобы создать в России крупные электростанции, которые будут давать целым губерниям энергию для освещения, транспорта и промышленности. Он сказал, что в порядке опыта уже электрифицированы два района. Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной равнинной, покрытой лесами стране, населенной неграмотными крестьянами, лишенной источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасла торговля и промышленность? Такие проекты электрификации осуществляются сейчас в Голландии, они обсуждаются в Англии, и можно легко представить себе, что в этих густонаселенных странах с высокоразвитой промышленностью электрификация окажется успешной, рентабельной и вообще благотворной. Но осуществление таких проектов в России можно представить себе только с помощью сверхфантазии. В какое бы волшебное зеркало я ни глядел, я не могу увидеть эту Россию будущего, но невысокий человек в Кремле обладает таким даром. Он видит, как вместо разрушенных железных дорог появляются новые, электрифицированные, он видит, как новые шоссейные дороги прорезают всю страну, как подымается обновленная и счастливая, индустриализированная коммунистическая держава. И во время разговора со мной ему почти удалось убедить меня в реальности своего предвидения…»

«…Разговаривая с Лениным, я понял, что коммунизм, несмотря на Маркса, все-таки может быть огромной творческой силой. После всех тех утомительных фанатиков классовой борьбы, которые попадались мне среди коммунистов, схоластов, бесплодных, как камень, после того, как я насмотрелся на необоснованную самоуверенность многочисленных марксистских начетчиков, встреча с этим изумительным человеком, который откровенно признает колоссальные трудностей сложность построения коммунизма и безраздельно посвящает все свои силы его осуществлению, подействовала на меня живительным образом. Он, во всяком случае, видит мир будущего, преображенный и построенный заново…»

(Герберт Уэллс. «Россия во мгле». 1920 год.)



Буквалистский разбор/ приравнивание действий В.И. Ленина и главного героя фильма «Начальник Чукотки» вещь, конечно, излишняя, когда речь идет о метафорах, аналогиях и архетипах. Но для иллюстрации — вспомним эпизод столкновения иностранных держав.
Ленин, в пересказе Уэллса, «наивно» сообщает ему о закулисных попытках США заключить сделку с Советской Россией и, в обмен на дипломатическое признание и помощь в разборках с Японией, получить военные и экономические преференции.
Политика наивности? — Да. Потому что Ленин пришел к власти под лозунгом отрицания любых тайных сделок между правительствами. А еще? А еще данная позиция, актуализированная в нужный момент, позволила столкнуть лбами США и Великобританию. Так что «проговорился» Владимир Ильич в разговоре с Уэллсом совсем не случайно (как и не случайными были попытки сотрудника Наркоминдела Ротштейна всячески подчеркнуть значимость сообщаемого, когда он многократно пытался «отговорить» Ленина рассуждать на эту тему, а Уэллса «уговаривал» не рассказывать об этом британскому агенту и, вообще, в Англии).
В фильме мы имеем чудную метафору всех этих усилий по утверждению молодой Советской России среди, многократно превосходящих её по силам и возможностям, враждебных стран — см. эпизод, когда Начальник Чукотки Алеша устраивает гонки, а затем «аукцион» между иностранным дельцами.

. . .

Так что же показывает нам прекрасный фильм Виталия Мельникова? Милую комедию про Советскую власть вообще и Владимира Ильича Ленина в частности?
Или притчу про ту внутреннюю суть (идеальный образ) основателей советского проекта, которая вообще только и сделала возможным «хоть какую-то» его реализацию, которая предопределила и его невиданное ранее в истории торжество, и его предельную хрупкость, закончившуюся сломом… ?
Как говорится, «или» здесь излишне — одно другому не мешает.
Настоящая комедия всегда цепляет, если она передает главное. Добрая комедия, которая сделана с любовью, скорее приблизит и высветит самое ценное и дорогое, что есть в её героях, чем оттолкнет и замажет.



* * *


Наивность зачинателей великих движений человечества

Слепая вера в себя и свою правоту?
Незнание “правды жизни” и “истинной человеческой природы”, которая поэтому обречена “наломать дров” и “загубить миллионы”?

Или чистота взгляда, могущая видеть самое главное — только самое главное, без искажающих помех, которые ничего не меняют по сути?
Чистота души, к которой тянутся другие души. Чистота души, которая не расчетлива, а потому вроде как беспомощна, но и которая поэтому-то и не лжива, потому как не ищет своего, не движется
своей выгодой, не использует других ради себя. Та беспомощность в мелочах и трещинах быта или политики, то “незамечание” их, которое оборачивается перешагиванием через них и достижением высот, другим недоступных.

Безумству храбрых поем мы песню…
Безумству наивных?

Кто противостоит наивному? Опытный? Или лицемерный?
Если перед нами
новое дело — то какой здесь может быть опыт?
Если браться за невиданное прежде? За переустройство жизни человечества?
Может тогда лучше не браться, а оставить всё как есть? Приспособиться, закрыть глаза, получать свою маленькую мзду?

Или рвануть вверх? Даже если знаешь, что пока не знаешь куда, а лишь твердо знаешь, что нельзя отворачиваться от обманываемых, обкрадываемых, страдающих?

Принять свою наивность как опору, как точку, с которой возможен неискаженный взгляд на происходящее?

А если это не наивность чистоты, а самоуверенность невежества?
Как различить?


. . .


Наивность — она
дословна; до – нагромождения теорий, обоснований, узнавания причин и следствий; до – погружения в шаблоны языка.

Если только это истинная наивность, а не бездушная слепота штампованного интеллекта, работающего на социальных подпрограммах.
Также как есть еще и “наивность исполнителя”, который удобно живет, тщательно стараясь не знать “плохого”.
И есть еще “наивность идиота”, который навсегда погружен в аутичный мир своих фантазий, в мир эгоцентрика.

Так что же тогда выделяет того, кто творит собой лучший мир. Того, кто сдвинул историю и запустил “советский проект”?

Говоря просто — любовь.
Любовь ко всем. Любовь, бросавшаяся спасать весь мир… что, да, оборачивалось жертвами. Любовь, питавшая сердца миллионов… которой, да, пользовались сотни дельцов, интриганов, манипуляторов, приспособленцев…
Но любовь. Переживание за другого, лишение себя комфорта и даже последнего из того, что у тебя есть ради другого, жертвование собой ради другого…
Наивная любовь к людям. Прямая, без подкладки, без оглядки, без путей отхода. То есть — просто любовь.

Любовь, которая всегда чутка и которая, в своей чуткости, способна распознать, когда любимому необходимо другое, чем мечталось поначалу тебе, да и ему тоже; которая выводит из наивности, чтобы окунуться в расчеты… а наивность оставить в глубине — как залог чистоты источника, как напоминание о том «ради чего все это».

Поэтому «планетарий» будет потом, а пока «хлеб, лекарства, бани и больницы».



P.S.
Любовь невозможна без доверия; без ожидания от другого ответного, обязательно доброго по отношению к тебе, шага.
Доверия и к словам тоже.
Наивность ожидания, что сказанное — это правда. Если же «Правда» опровергается реальностью, даже если это “опровержение” в малом, то очень часто следует широкий жест отвержения вообще всего.
Такова оборотная сторона наивности — нетерпение полутонов; чтобы спастись от них — последовал бег в стан к «альтернативе» — доверие голосам, которые сами себя назвали несущими «чистую истину, свободу, счастье»…. соблазненность… и падение в пропасть развала страны…


а.эс.
.

-2



( + кадры из фильма )



Все статьи цикла «КиноКакПовод» — на cайте
kinokakpovod.ru .



Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях
//фильмах:
■ СССР – от беспризорников к звездам…
//
«Путевка в жизнь» (Николай Экк, 1931)
■ Лучший мир из возможных на Земле...
//
«Семеро смелых» (Сергей Герасимов, 1936)
■ Правда о нашей Революции и Спасении…
//
«Трилогия о Максиме» (Гр. Козинцев, Л.Трауберг, 1934-1938)

■ Восторг быть пришельцем…
//
«Человек ниоткуда» (Эльдар Рязанов, 1961)
■ СССР. Страна как жизнь…
//
«Застава Ильича» (Марлен Хуциев, 1959-1988)

■ Достаточно ли миллиарда, чтобы заполнить пустоту на месте веры в человечество? //
«Золотой телёнок» (1968)
■ Зачем быть честным, если скоро умирать?...
//
«Старики-разбойники» (Эльдар Рязанов, 1971)
■ Шекспир: «Много шума из ничего». Два фильма: советский и британо-американский – такие разные…
//
«Много шума из ничего» (Самсон Самсонов, 1973)



Чтобы видеть новые публикации в ленте Яндекса —

подписывайтесь на дзен-канал КиноКакПовод…
Ваша оценка текста и ваше мнение в комментариях очень важны для развития канала. Спасибо!

#кино #комедии #ссср #революция #коммунизм