Найти в Дзене
Наталья Баева

Злободневный Чуковский.

Писатель, которого мы привыкли считать самым - самым детским, не для школы даже, а для дошколят, обращался и к тем детям, которые уже и не дети - и работать уже могут, и прожить без родителей...

У этой повести два названия. В первом издании 1938 года она называлась "Гимназия", во втором, значительно переработанном - "Серебряный герб".
Это подросткам - о власти. И об ответственности за то, кем и каким ты вырастешь. Личной ответственности! Семья, школа и подворотня здесь не при чём!

-2

...Пятиклассника Колю выгоняют из гимназии. За что?! Ведёт себя он не хуже других, учится лучше многих. Вместе с ним гонят ещё пятерых совсем не худших учеников, даже общего любимца Моню! Кому из несчастливцев не хватает своих грехов - тем беззастенчиво приписали чужие. Зачем?!

Коля пытается любой ценой удержаться за партой - ради мамы... Она одна "тянет" двоих детей, и никогда не жалуется на судьбу. Одного она не сможет простить судьбе - если её дети не получат образования!

-3

Но разве может нормальный мальчишка думать только о школе? А друзья, а недруги, а гимназистки из соседней гимназии?! Это там учится полусказочная фея Рита Вадзинская... А дядя Фома, гениальный рассказчик? А Циндилиндер - уличный воришка, который честнее всяких "приличных"? А всеобщий кумир Уточкин, который ещё не лётчик, но уже чемпион по велоспорту?

-4

Увы. С гимназией пришлось проститься. Что сказать маме?!
И тут единственный учитель, возмущённый этим варварством, открывает глаза наивным мальчишкам. Рассказывает о правительственном предписании, согласно которому школы надлежит очистить от "детей кучеров, поваров, мелких лавочников и тому подобных людей, детям которых вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию"!
- Понимаешь? Гонят не за то, что ты что-там натворил, а за то, что у тебя мать-прачка!

-5

В историю этот циркуляр Александра Третьего вошёл, как "Закон о кухаркиных детях".
Помимо бедноты, гимназии предлагалось избавить и от "лишних" евреев.
Моня, правда, оставлен за партой, но не потому, что он отличник и скрипач, а потому, что его отец догадался нарочно проиграть в карты директору не то двести рублей, не то триста...

Теперь Коле не стыдно идти домой. Он придёт и скажет:
- Мама, я не виноват! Я буду учиться сам, я стану студентом, вот увидишь! И мама ответит:
- Я знаю.

-6

Какой лёгкой оказалась гимназическая премудрость без вечной угрозы "двоек и колов", без классных наставников и директора! Правда, аттестат был получен с опозданием на три года.
"И я, наконец, купил себе студенческую фуражку. Нарочно потёртую - пусть все думают, что я уже старый студент!"
Но сколько ещё трудностей и приключений выпадет на долю талантливого самоучки Николая Корнейчукова прежде, чем он станет замечательным писателем Корнеем Чуковским!