Про детей с РАС принято говорить, что у них нарушено слуховое восприятие и надо тянуть их через визуальное, т.е. картинки, предметы и пр. Но, на самом деле, это смешно потому, что визуальное восприятие... может быть нарушено тоже.
Причины могут быль следующими:
- нарушение сенсорного различения (мозг плохо анализирует изображения);
- слабое зрение (можно проверить аппаратом);
- синдром дефицита внимания (как раз наш вариант).
Когда мы обратились к неврологу, нам вместе с РАС поставили умеренную гиперактивность, т.е. сидром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). И сейчас мой ребенок может запомнить до 5 слов, но предметов он может запомнить всего 3-4 :) Расскажу, как мы исправляем это упущение.
Уровень до 2,5 лет (тренируем необходимый минимум визуального восприятия для обучения речи с помощью карточек)
Этап 1. Сопоставление идентичных картинок или предметов. Это задание всегда предлагают на начальном этапе АВА. Перед ребенком кладут две пары одинаковых картинок, например, кошка и кошка, яблоко и яблоко и дают задание: "Найди пару!" Ребенок должен сложить парные картинки вместе. Потом это число увеличивают до 5 пар, потом переходят к одинаковым предметам.
Этап 2. Сопоставление неидентичных предмета и картинки. На этом этапе ребенок должен сопоставить неидентичные предмет и картинку, например, лошадь и лошадь. До 10 пар в наборе.
Способность к обобщению - один из признаков интеллекта. Если ребенок справляется с этим заданием, то его можно обучать речи с опорой на картинки. Если нет, нужно отдельно учить его обобщать.
Этап 3. Сортировка. Ребенок должен разобрать предметы по цветам или внешнему виду. Например красные в красную коробку, белые - в белую. Или желуди к желудям, а клубнички - к клубничкам.
Если ребенок справляется с этим заданием, с помощью простой сортировки мы объясняем ему, что такое класс предметов, например: игрушки, еда, мебель (навык сортировки по классам тренируется в возрасте 3-4 года).
Уровень 2-3 года
Задание "Найди пару" среди очень похожих предметов
"Поменяй цвет"
Задание "Чего не хватает"
3-4 года
Задание "Зашумленные картинки"
Задание "Найди отличия"
Покажу, какие упражнения мы делаем сейчас.
Задание "Дорисуй недостающие детали" (рисуем пока с помощью)
Задание на развитие визуальной памяти "Что было нарисовано на картинке?"
А. Показываете ребенку картинку, на которой от 1 до 6 предметов, вот так. Если ребенок говорящий, обязательно попросите его сначала назвать предметы.
Таким образом слухо-речевая память станет опорой для визуальной.
Закрываете картинку плотным листом бумаги и просите назвать предметы, которые вы закрыли.
Б2. Если ребенок не говорит, он должен карандашом отметить предметы на листе бумаги, где предметов вдвое больше
Запомни
Покажи