Все чаще неврологи ставят диагноз - «гиперактивный ребёнок». А что такое гиперактивность и как она проявляется?
Признаки гиперактивности:
НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
-Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе.
-Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
-Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращённую к нему речь.
-Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что не связано с неспособностью понять задание).
-Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
-Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения.
-Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (игрушки, школьные карандаши, книги) -Легко отвлекается на посторонние стимулы.
Из перечисленных выше признаков невнимательности по крайней мере шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
-Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
-Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
-Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть.
-Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься.
-Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор» .
-Часто бывает болтливым.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ
-Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
-Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
-Что мешает другим (вмешивается в беседы или игры).
Из перечисленных выше признаков гиперактивности и импульсивности по крайней мере шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ
-Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т.д.
-Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
-Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
-Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в классе, дома.
-Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.
-Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ
1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Обнимайте своего ребенка.
2. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя». Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
3. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.
4. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учеба в школе, выполнение домашних заданий.
5. Введите бальную или знаковую систему вознаграждения.
6. Определите для ребенка рамки поведения – что можно, что нельзя. 7.Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнение правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
8. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.
9. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
10. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок.
11. Создайте необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких фотографий и плакатов. Если он может спокойно посидеть только пять минут, не заставляйте его работать десять (дайте небольшой перерыв. 12. Оберегайте ребенка от переутомления. Не позволяйте долго сидеть у телевизора.
13. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля.
14. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 1 до 10. 15. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию. Физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, спортивные занятия. 16. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области . Хорошо, если в свободное время ребенок будет занят своим хобби.