Многие из нас летают в самолетах, но есть те, кто делает это постоянно, те, чья работа — и в небе, а на земле, те, кто делает каждый ваш полет лучше.
Например, Илья Бриджак — самый популярный бортпроводник-блогер и автор книги «Будни бортпроводника». В его книге вы найдете несколько по-настоящему смешных историй из полётов, а также узнаете, зачем на самом деле выключать телефон при взлёте, что делать в критической ситуации на борту и почему не стоит бояться летать в самолете.
«Ради справедливости стоит заметить, что цены на билеты так не везде такие дорогие. В Европе билеты на тридцати-сорокаминутные перелеты, как, допустим, из Москвы в Воронеж, могут стоить двадцать евро. А то и все восемь. Восемь евро!
Это, конечно, будет лоукостер, но все-таки восемь евро. С их-то доходами! Прикольно, да? Почему и из чего складываются такие цены на авиабилеты в России? На это есть семь причин!
1. Первая. Топливо! Примерно 25% от всей цены — это стоимость топлива! Если вы не знали, авиационный керосин — это не бензин, не дизель и не газ. Средняя стоимость одного литра топлива примерно как цена 95-го бензина. Даже чуть дороже. Но! В литрах его не взвешивают. Самолеты "жрут" топливо тоннами. <...> Например, за топливо на перелет из Москвы в Турцию на Boeing 737 перевозчик заплатит примерно 650–700 тысяч рублей.
А в Европе цена на топливо в два раза ниже, чем в России. Почему у нас, где нефть льется рекой, так дорого стоит топливо? Монополия!
2. Обслуживание пассажиров. Еще плюс 25%! Еда, вода, напитки, журналы, пледы, средства гигиены, да и в принципе все, что привозят на самолет, стоит денег! А вы знаете, сколько стоит еда, которую вы едите в полете?
Для развития мысли: если убрать ломтик сыра из ланчбокса, то авиакомпания сэкономит от трех до пяти миллионов рублей в год. Короче говоря, сендвичи, которые мы едим в самолете и запиваем чашечкой кофе, стоят примерно триста-семьсот рублей за штуку (зависит от местности). Представьте, сколько стоит ланчбокс с горячей касалеткой.
3. Зарплаты! Еще плюс 10%! А вы, наверное, думали, что все с билета уходит на космические зарплаты пилотам? Увы, нет. У пилотов действительно большие зарплаты, у бортпроводников тоже хорошие. Грузчики, к сожалению, зарабатывают в разы меньше. Поэтому так часто мы видим наши разбитые чемоданы. Ну или разворованные! Но это ведь еще не все.
В авиации з/п получают еще представители десятков других профессий. Бухгалтеры, экономисты, статисты, планировщики, техники, уборщики и другие! И это — всего 10% от стоимости билета. Вот такой нынче уклад в ценовой политике. Причем многомиллионные расходы на обучение и повышение квалификации сотрудников тоже туда входят.
4. Амортизация, аренда (лизинг) и реклама. Плюс 15% к сумме! Разумеется, что в стоимость включено не только техническое обслуживание, но и ремонт и замена деталей. Я уже писал, что самолеты постоянно проходят различные чеки всевозможных уровней. И все это дело стоит немаленьких денег для авиакомпании.
Лизинг — это долгосрочная аренда с правом выкупа. Мало того, что владельцы компаний на пассажирах зарабатывают, так пассажиры еще и сами оплачивают аренду самолета, который у владельцев компании в лизинге! Весело, да?! А как вы думали?!
Ну и реклама! Это примерно 7% (из пятнадцати) стоимости билета. Чтобы вы первым увидели "самые выгодные" цены на перелет и лучшую авиакомпанию на свете.
5. Обслуживание самолетов. Еще плюс 15%! Придется это сказать, но в России также довольно высокие тарифы на обслуживание и заправку самолетов в аэропорту. А вы знали, что стоянка во время приземления в любом аэропорту мира платная? Если нет, тогда дальше будет еще интереснее! В общем, чем дольше самолет простоял на территории аэропорта, тем больше денег заплатила авиа. <...>
После посадки будет три часа бесплатной стоянки, но остальное время, проведенное в аэропорту, — только за деньги! Авиакомпании не любят задержки даже больше, чем пассажиры, тем не менее, безопасность куда важнее.
6. Сотрудничество с "Прогнозом погоды". Плюс 10% к стоимости билета! За ценную информацию всегда нужно платить. Думаю, что с появлением авиации услуги прогнозирования погоды весьма подорожали. Но это не точно. Сегодня без информации о погоде самолеты просто никуда не полетят.
Представляете, как было раньше? Летчики возвращались из-за непогоды в аэропорт, пережидали ее и снова отправлялись в небо. А сейчас скорость и направление ветра, вид осадков, возможные изменения по пути следования, любая информация о погоде есть на весь маршрут. <...>
7. Монополисты. В переработке нефти, в аэропортах, в техническом обслуживании самолетов и других стратегически важных для этого бизнеса нишах. <...>
Плюс! Использование иностранной лизинговой техники накладывает определенные обязательства на перевозчиков, и все финансовые операции они вынуждены проводить в долларах. А билеты продают в рублях. И в совокупности с ценами монополистов на важнейшие продукты для полноценной работы авиакомпаний это добавляет к цене российских авиабилетов, по сути, двойную наценку. В некоторых случаях тройную».
Книга «Будни бортпроводника»: https://bit.ly/2ZknN3v
Также рекомендуем прочесть:
Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)