На днях в российских СМИ была озвучена отличная, в общем, новость о том, что наша знаменитая пилотажная группа "Русские витязи" пересаживается на новейшие истребители Су-35С поколения 4++. Правда, это слишком грозные боевые машины для того, чтобы просто использовать их во время группового пилотажа на различных авиашоу.
Похожие вопросы несколько лет назад задавали себе американские журналисты из National Interest - еще в ту пору, когда "Витязи" меняли свои старые Су-27 на передовые для 2016 года Су-30СМ.
Ведь, например, в США авиационная группа высшего пилотажа Blue Angels («Синие ангелы») летает сегодня на истребителях F/A-18C - одних из самых старых машин на вооружении ВМФ.
На самом деле в США и в России совершенно разные представления о задачах авиационных пилотажных групп. Основное предназначение американских "Синих ангелов" - участие в авиашоу, поэтому они явно не первые в очереди на получение новейшей боевой техники. Сначала ею укомплектовываются боевые подразделения. В то же время F/A-18C - хоть и старый, но вполне надёжный самолёт, поэтому лётчиков пилотажной группы он вполне устраивает.
В России же ситуация иная. Участие в демонстрационный полётах для "Русских витязей" - лишь малая, "видимая" часть их работы. Рутину же составляет разработка программ подготовки боевых лётчиков. Асы из "Русских витязей" не только выполняют известные фигуры высшего пилотажа и придумывают новые, но и разрабатывают рекомендации, в каких боевых ситуациях необходимо выполнять тот или иной элемент.
Далее все это попадает в учебники, по которым пилоты проходят курсы повышения квалификации.
Вот почему новейшие истребители одними из первых попадают к "Русским витязям" - более высокие технические характеристики машин могут значительно расширить традиционные техники их боевого применения. Да и рекламная сторона выступлений на авиашоу тоже не бывает лишней - самолёты, которые Россия активно продвигает на экспорт, нужно всегда показывать с лучшей стороны, а лучше "Витязей" это вряд ли кому-то удастся.