Т-72 и Т-64 «братья близнецы», если можно так выразиться. Харьковское детище стало крайне значимым для современного танкостроения, а Т-72 закрепил успех. Но несмотря на крайне похожие характеристики, Т-64 потерял актуальность, а Т-72 «пока на плаву». Что губит основной танк Украины и чем Т-72 лучше?
Возможности ВПК.
Бывшие республики СССР в наши дни сильно отличаются между собой в плане экономического и социального развития. Украина и Россия не стали исключением… Некогда могущественная УССР имела огромное количество индустриальных объектов и занимала лидирующие позиции в мире, а оружие, разработанное на территории современной Украины известно на весь мир. Возьмём хотя бы тот же Т-34…
Однако в наши дни, промышленность Украины в упадке и это отражается на ВПК. Начнём хотя бы с более-менее похожих машин – Т-72Б3 и Т-64БМ «Булат». Танк России до сих пор на конвейере, активно продаётся за рубеж, довольно прост и дешёв в производстве за счёт имеющейся базы. Казалось бы – Т-64БМ полный аналог, но промышленные мощность Харькова не позволяют столь же массово модернизировать имеющиеся на вооружении таки. Яркий пример – около 2 000 Т-72Б3 с 2013 года и это только для своей армии и около 65-75 Т-64БМ «Булат». После 2014-2015 года и активных боёв на Донбассе, этих танков стало ещё меньше, а от закупки новых отказались по ряду причин.
Корпус.
Т-64 и Т-72 внешне крайне похожи, но имеют множество отличий. Далеко ходить не надо… Подвеска Т-64 и Т-72 имеет тот же тип, но решающую роль играет диаметр катков. У Т-64 катки меньше, что облегчает всю конструкцию, но в то же время, ограничивает придельную массу танка. У Т-72 наоборот – катки большего диаметра, что сильно сдвинуло порог по массе и как следствие – получаем шасси Т-72А, который весил чуть более 40 тонн и то же шасси, но с доработками и весом 48 тонн – Т-90М. У Т-64 изначальный вес едва превышал 37 тонн, а Т-64БМ весом 46 тонн и уже имеет ряд проблем.
Кроме подвески, есть разница в силовых агрегатах. Уникальный оппозитный 5-ТД стал действительно мощным танковым мотором, особенно по соотношения размер, веса и объёма цилиндров, а последние образцы на основе оппозитной схемы могут выдавать более 1 200 лошадиных сил. Проблема в том, что цилиндры расположены строго горизонтально и это вызывает ряд вопрос при работе. Некоторые цилиндры и узлы газораспределительного вала не получают должного количества масле (владельцы Subaru не дадут соврать), что приводит к скорому износу мотора. Есть ещё ряд проблем… К примеру, во время автоматического старта. При больших наклонах корпуса на местности, танк мог не заводиться. Проблема заключалась в оттоке ГСМ.
Отказ.
Мало кто учитывает этот факт, но СССР отказался от Т-64 в 1987 году. После этого года, Харьков прекратил производство Т-64 и перешёл на Т-80УД – фактическому наследнику идеи. Преемственность идёт ещё с самой проектировки Т-80… Цель – установить газотурбинный агрегат в танк. Первые испытания проходили на шасси Т-64, но катки не выдерживали большой нагрузки на пересечённой местности и деформировались. В итоге подвеску переработали, заменили часть элементов и башню, взяв её у Т-72 с небольшими доработками.
Причиной скорого отказа стал тот факт, что Т-64 быстро исчерпал модернизационный потенциал из-за особенности собственной подвески. То, что раньше считалось достоинством и вынужденной мерой для экономии веса, стало «Ахиллесовой пятой» революционного танка Советского Союза.
Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.