Найти тему
Антон Марков

Эмоции под запретом

Оглавление

Так повелось, что принято делить эмоции на «хорошие» и «плохие». Злость, ярость, печаль, зависть — плохие, а радость, восторг, вдохновение –хорошие. Часть эмоций не приветствуется социумом. Человек, неконтролирующий чувства воспринимается, как невоспитанный, несдержанный. Тот, кто ведет себя агрессивно, повышает голос по поводу и без — вызывает опасения. А человек, который бурно проявляет детскую радость или восторг зачастую воспринимается как инфантильный или глупый.

Сдерживать эмоции нас приучают с детства. Родители, воспитатели и учителя объясняют, как следует вести себя в обществе. Это часть воспитания. Важно не перестараться с напором и терпеливо объяснять ребенку. Но одно дело объяснить нормы поведения и совсем другое — запрещать испытывать чувства.

Как формируют запрет на эмоции?

Первый вариант жесткий. Ребенку в директивной форме запрещают злиться, обижаться, расстраиваться, громко смеяться, проявлять радость громкими звуками. С одной стороны родители хотят, чтобы их ребенок был самым воспитанным и послушным, с другой сами проявляют нетерпимость к ребенку. Гораздо проще ребенка «задавить» категоричным запретом, чем долго объяснять. Ребенок слышит «не кричи», «что ты радуешься, как дурак», «смеешься как ненормальный» -во первых это обидно слышать тем более от родителей, во-вторых, это прямой запрет на проявление эмоций.

Дети не понимают, как контролировать проявление чувств — они только учатся этому. И проявления у ребенка сильных эмоций нормально.

Не стоит забывать, что эмоции — это и средство общения. С помощью них мы даем понять окружающему миру свое настроение и желания. И если ребенок бурно радуется, то хочет этой радостью привлечь внимание и поделиться. А если огорчен и плачет, то хочет защиты. Запрещая проявлять эмоции, маленького человека изолируют.

Если проявление чувств регулярно подавляется, то человек перестает правильно воспринимать и чужие эмоции. Такие люди не видят ни страдания других, не понимают радости и не видят любви.

Можно встретить и косвенные запреты «испытываешь –злость значит злой, а быть злым плохо». Но от того, что этот запрет мягкий эмоциональная сфера страдает не меньше.

Взрослея мы учимся сдерживать эмоции, а иногда и отрицать их возникновение.

Мы изо всех сил контролируем чувства и это позволяет выглядеть воспитанными людьми.

Сдерживать и отрицать эмоции вредно. Таким образом мы придумываем себе иллюзорный мир и живем в нем. Этот иллюзорный мир не позволяет взглянуть на себя с достаточной долей критики. Мы кажемся себе идеальными и сильно огорчаемся когда кто-то нас упрекает в этой неидеальности.

Еще одна опасность в подавлении своих чувств – это развитие психосоматических болезней. Любая не спрятанная эмоция находит свое место в теле и может нарушать работу внутренних органов.

Вспомните, от сдержанного гнева может заболеть голова или челюсти. А от сильной обиды начинает тянуть спину.

Отрицая свои эмоции и стараясь их не замечать, мы обделяем себя. Мы не даем нашим чувствам помогать нам в принятии решения и в выборе. Теряем свою индивидуальность.

Это не призыв говорить всем и всегда в лицо все что думаешь или вести себя вопреки общественным нормам и правилам.

Как работать с эмоциями?

Начните отслеживать эмоции.

Попробуйте проговорить или описать ту, или иную эмоцию, ситуацию, в которой она возникла. Разложите гамму чувств. Почему возникшая ситуация вызвала такой эмоциональный отклик. Таким образом, вы начнете анализировать эмоции и снизите внутреннее напряжение. Когда опишите несколько ситуаций, дающих одинаковый эмоциональный отклик, вы заметите, что у них много общего. Подумайте, что вас «цепляет» в этих ситуациях.

Измените вектор эмоции с негативного на более продуктивный. Даже злостью можно обратить во благо, если проявить ее не к человеку, а приложить всю энергию этой эмоции в решение задачи.

Агрессивные позывы можно направить на занятие спортом. В творческий процесс можно влить любую эмоцию.

Меняя взгляд на эмоции вы постепенно научитесь использовать их, не опасаясь потерять лицо.

-2