Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Общие вопросы наследования у королей Капетингов.

Филипп Красивый.
Филипп Красивый.

Традиционно считается, что династия Капетингов прервалась на младшем сыне Филиппа IV Красивого – Карле IV Красивым, после него на престол Франции взошла «новая» династия Валуа. Иногда уточняют (но большей частью нет) – прервалась «старшая» линия, а иногда и «прямая» линия. На мой взгляд, наиболее точное определение – именно старшая линия, вот только кто был последним королем этой линии, вопрос нуждающийся в уточнении. Говорить «прямая» уже не совсем корректно, давайте сначала разберемся, что это. Когда власть передается от короля-отца его старшему сыну, уточним важный момент – самому старшему на момент смерти отца. Если же старший сын умирает без собственных сыновей, то наследование идет по боковым линиям – младшие братья, дяди, двоюродные братья и далее.

Людовик X Сварливый.
Людовик X Сварливый.

Но постойте, тогда получается, что «прямая» линия Капетингов прервалась раньше – последним «прямым» Капетингом был Жан I Посмертный, сын Людовика X Сварливого. Он умер в младенчестве и на престол взошел, воспользовавшись тут же придуманным «салическим» законом, его дядя Филипп V Длинный. Наследников это король тоже не оставил и ему наследовал еще один младший брат – Карл IV Красивый.

Филипп VI.
Филипп VI.

Таким образом, если уж считать Филиппа Валуа, сына Карла Валуа младшего брата Филиппа Красивого «побочным» представителем, то… и Филипп V и Карл IV – это тоже «побочные» младшие линии Капетингов, сами по себе уже представители отдельных «династий», на них же и закончившихся. Династии эти можно условно было бы назвать «Пуатье» и «де Ла Марш» - именно такие титулы носили младшие сыновья Филиппа Красивого, точно по аналогии с Валуа.

Немаловажный вопрос – имя передавалось только по мужской линии, дочери знатных феодалов в некоторых случаях могли наследовать титулы и передавать их своим детям, «салический» закон во Франции строго распространялся лишь на наследование самого трона, а вот среди знати были и другие варианты.

Карл IV Красивый.
Карл IV Красивый.

А вот еще один интересный вопрос на засыпку тем, кто считает Валуа отдельной династией «не настоящих Капетингов». Если Филипп Валуа – родной племянник Филиппа Красивого, двоюродный брат его сыновей Людовика, Филиппа и Карла является представителем уже отдельной, другой династии, не относящейся к предыдущим 5 королям (еще был и Жан Посмертный), то тогда почему три подряд короля – Карл VIII, Людовик XII, Франциск I относятся к одной и той же «династии» Валуа? Эти короли гораздо более дальние родственники друг другу чем Филипп VI и Филипп IV. Людовик – троюродный дядя Карла, а Франциск в свою очередь двоюродный племянник Людовика и четвероюродный брат Карла. Однако удивительным образом все оно относятся к династии, которую принято традиционно называть Валуа.

В общей традиции ветвь Валуа не разделяют, но узкие специалисты-историки иногда используют такое деление: Капетинги-Валуа, Валуа-Орлеаны (всего один король Людовик XII), и Валуа-Ангулемы.

Но уж если искать существенный раздел внутри династии Капетингов, то он явно обнаруживается не между смертью Карла Красивого, и восшествием на трон Филиппа Валуа, а чуть ранее. «Раздел» произошел после уже упомянутого мною Жана I Посмертного. С его смертью потребовалась «корректировка» закона о престолонаследии, а вот Филипп Валуа был провозглашен королем «автоматически» сразу после того как вдова Карла Красивого родила дочь – ему никаких дополнительных обсуждение не потребовалось.

Самое интересное, что пресловутый салический закон не был нужен ни Франции, ни династии Капетингов в целом. Он в итоге сыграл на руку ветви Валуа, но… надень Жанна, дочь Людовика Сварливого корону Франции, корона все равно бы осталась у Капетингов и что самое интересное она могла достаться и Валуа также. Просто первым королем Франции этой ветви стал бы не сами Филипп, а его внук, возможно уже без последующего традиционного именования «Валуа».

Как бы это произошло? А все очень просто – Жанну Наваррскую, стань она юной королевой Франции в любом случае надо было выдавать замуж. В реальности ее выдали за Филиппа Эвре, второго сына Людовика Эвре, самого младшего брата Филиппа Красивого, но будь она королевой ее мужем стал бы представитель ветви Валуа – более старшей чем Эвре. И такой кандидат был – Жан, сын Филиппа Валуа, впоследствии ставший королем Жаном Вторым Добрым (у Мориса Дрюона сказано, что прозвище дано по недоразумению, так как Жан II добротой не отличался отнюдь, – прозвище «Добрый» давалось представителям знати не за добросердечность, а за воинские качества – тот же контекст есть и в России –«добрый воин»).

Вот за что его прозвали "Добрый" - за умение владеть топором.Хотя при Пуатье умение владеть мозгами пригодилось бы больше...
Вот за что его прозвали "Добрый" - за умение владеть топором.Хотя при Пуатье умение владеть мозгами пригодилось бы больше...

Против Валуа здесь играло то что Жан родился «поздновато» - в 1319 году, Жанна была старше на семь лет и ее права на трон «открылись» в ноябре 1316 – после осень быстрой смерти новорожденного брата. Как ни крути, единственными подходящими Жанне мужьями были сыновья Людовика Эвре, мальчики подходящие ей по возрасту, всего на семь и шесть лет старше ее. Кто-то из них и стал бы консортом, а вот уже сын Жанны и ее мужа – полноправным королем Капетингом.

Филипп V Длинный.
Филипп V Длинный.

Кому в этой схеме не было места так это Филиппу Длинному. Именно он, а не Филипп Валуа полноправно должен носить в истории прозвище «король-подкидыш». Он и его брат Карл, по недоразумению называемые широкой публикой "последними Капетингами" - правильнее назвать их "лишние Капетинги". Именно он сломал систему наследования из-за личных амбиций (в итоге все равно напрасно для себя лично) и дал повод королю Англии (бредовый, но все же лучше чем ничего) для начала Столетней войны.