Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Яблоко раздора" (СССР, 1963) и "Случайный адрес" (СССР, 1973)

Яблоко раздора. СССР, 1963. Режиссер Валентин Плучек. Сценаристы: Михаил Бирюков, Валентин Плучек, Георгий Штайн (по пьесе Михаила Бирюкова "Солдат вернулся домой"). Актеры: Борис Тенин, Евгений Весник, Татьяна Пельтцер, Владимир Лепко, Анатолий Папанов, Ольга Аросева, Виктор Байков и др. 19,8 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-2

Главный режиссер столичного Театра Сатиры Валентин Плучек (1909-2002) поставил 17 фильмов-спектаклей и только один полноценный кинофильм – колхозную комедию «Яблоко раздора», которая и сумела войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.

-3

Зрители неплохо встретили эту незамысловатую киноработу В. Плучека, но по каким-то причинам к полноценному кинематографу он больше никогда не возвращался…

-4

Мнения даже самых доброжелательных нынешних зрителей о «Яблоке раздора» далеки от восторга:

«Насквозь лживое кино, не имеющее с реальностью тогдашнего села ничего общего. Авторы фильма вовремя подсуетились и сняли правильное и нужное кино на злобу дня. Сразу видно, что они "колебались" вместе с линией партии. Председатель колхоза собирался построить коммунизм в отдельно взятом месте (в своем колхозе), но ему объяснили, что он "сильно" не прав. Ведь, как я помню, коммунизм должен быть состояться примерно через двадцать лет» (Александр).

«Фильм … слабый, даже несмотря на звездный состав. Но на фоне нынешних, почему-то смотрится с какой-то теплотой… Почему-то хочется туда. После нынешнего беспредела - нам бы их проблемы» (В. Смирнов).

-5

Случайный адрес. СССР, 1973. Режиссер Игорь Ветров. Сценарист Александр Власов. Актеры: Валерий Провоторов, Игорь Шкурин, Пётр Глебов, Всеволод Сафонов, Анатолий Переверзев, Людмила Ефименко, Сергей Иванов, Осип Найдук, Константин Степанков и др. 19,7 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Игорь Ветров (1924-1998) поставил восемь фильмов, но только криминальной драме «Случайный адрес» суждено было попасть в тысячу самых кассовых советских кинолент.

-6

Кинокритик Владимир Шалуновский (1918-1980) в «Спутнике кинозрителя» полностью выполнил рекламную функцию издания, подчеркнув, что «Случайный адрес» «ненавязчиво, занимательно, в острой приключенческой манере фильм говорит о вещах серьезных и тревожных: о преступности среди молодежи, о том, как отдельные неустойчивые молодые люди в погоне за «сладкой» жизнью, за мнимой романтикой становятся на путь опасный и трагический, на путь, ведущий в тюрьму. Фильм говорит еще и о том, что человек, которому 12—17 лёт, нуждается в особом внимании со стороны старших, что вовремя принятые меры, вовремя сказанное умное, доходчивое слово способны предотвратить очень большие несчастья» (Шалуновский, 1973). Шалуновский В. «Случайный адрес» // Спутник кинозрителя. 1973. № 8.

-7

Однако кинокритик Нина Игнатьева (1923-2019) отнеслась к «Случайному адресу» гораздо строже, справедливо отметив, что «хорошо известно, что верно намеченная цель сама по себе не гарантирует ее успешного достижения. Создатели «Случайного адреса» не только не попали в «яблочко», их выстрелы вообще оказались холостыми. … Белые нитки фальши вылезают повсюду — в сюжетных ходах, характеристиках, в психологических состояниях героев, в обстановке, атмосфере действия. Неправда, обусловленная драматургией, усиливается на экране режиссурой, которая словно не слышит живых голосов жизни, предпочитая искусственные, нарочитые интонации, вместо глубоких, образных решений предлагает поверхностные, иллюстративные» (Игнатьева, 1973: 89, 92). Игнатьева Н. «Для интереса» // Искусство кино. 1973. № 12. С. 89-92.

-8

Мнения современных зрителей о «Случайном адресе» существенно разнятся:

«Суровый фильм, даже страшный. Очень убедительно выглядят бандюги во главе со Степанковым. Всё предопрелено в нашем мире, и все случайности не случайны» (Алекс).

«Фильм чёрно-белый. Причём, не только по плёнке, на которой снят, но и что более важно - по смыслу. Никаких полутонов; границы очерчены очень чётко - либо белый (хороший), либо чёрный (плохой). Внутри этого "монохрома" тоже никаких градаций: если хорошие - то до зашкала (передовая бригада, дружинят, играют в самодеятельном ВИА), если плохие - то пробы ставить негде (длинноволосые, дружат с алкоголем, не имеют жалости ни к детям, ни к старикам, ни к продавцам частных дач, хранящих наличность дома по портфелям)!» (Г. Воланов).

А каковы Ваши мнения о фильмах «Яблоко раздора» и «Случайный адрес», уважаемые читатели?

Александр Федоров, 2020