Найти тему
Учитель

«Угроза дистанта» сохраняется: экспертное мнение и прогнозы

Коллеги, хотелось бы поделиться своим мнением, услышать ваше, а также осветить мнение образовательного сообщества о продолжении дистанционного обучения, и о такой форме ведения образовательного процесса в целом.

Сначала от себя

Мое отношение к дистанционной форме обучения в целом положительное, хотя признаю, что живое общение с коллегами и обучающимися для меня важно, учить и учиться отдаленно не так сложно, но трудоемко. Отмечу ряд положительных моментов дистанта для педагога и образовательного процесса в целом:

- трудоемкость и одновременно эффективность такой формы ведения образовательного процесса обуславливает качественный выбор обучающего контента, в частности, это связано с тем, что лекции, задания, тесты и презентации выкладываются на общедоступные платформы, такие как, например, АСУ ProCollege или «Сетевой город», что дает возможность проверить уровень подготовки учителя завучам и руководителю образовательного учреждения, доступ к системе могут получить и представители региональных Министерств и методисты;

- предоставляется возможность отследить работу и каждого обучающегося, в частности, систематичность занятий, уровень и верность выполнения задач, заданий, тестов, самостоятельных и контрольных работ.

Когда я задавала вопрос коллегам о минусах дистанционного обучения, многие сошлись во мнении о том, что живое общение в рамках классно-урочной формы облегчает понимание предмета, дает возможность реализации индивидуального подхода. Но обычный урок – 45 минут, в классе 25 детей, а значит, каждому ребенку учитель может уделить 1,8 минуты, о каком индивидуальном подходе идет речь????

Живое общение легко организовать и в режиме онлайн через платформу «Zoom». Кстати, эта система позволяет сэкономить на оборудовании урока, возможность вывода презентаций в рамках видеоконференции, запуска обучающих роликов и прочих наглядностей, избавляет от необходимости приобретать проекторы, электронные доски и прочие дорогостоящие образовательные девайсы.

https://www.mk.ru/social/2020/07/07/distancionnoe-obuchenie-v-shkole-predlozhili-sdelat-dobrovolnym.html   фото: pixabay.com
https://www.mk.ru/social/2020/07/07/distancionnoe-obuchenie-v-shkole-predlozhili-sdelat-dobrovolnym.html фото: pixabay.com

Единственной сложностью, которую не все и не везде могут решить самостоятельно, это качественная зона покрытия интернет-провайдеров.

Актуальность вопроса сохраняется

Встречаясь с коллегами, первым вопросом для обсуждения остается риск сохранения дистанционного обучения. Даже наша администрация не дает односложного ответа на этот вопрос, и просит быть готовыми ко всем. Достаточно неоднозначной информации на этот счет и в сети. Так, https://www.mk.ru/social/2020/07/07/distancionnoe-obuchenie-v-shkole-predlozhili-sdelat-dobrovolnym.html пишет о том, что представители российского образовательного сообщества сомневаются в том, что с сентября обучение начнется в привычном режиме. Также сообщается о том, что уже внесен законопроект о возможности добровольного перехода на дистанционное обучение. Одновременно отмечу, что такая потребность есть у отдельных российских семей, которые намеренно отказываются отдавать своих детей в школы и практикуют домашнее обучение. В этом отношении дистант станет прекрасной альтернативой для противников классно-урочной формы. Кроме того, это создает возможность посетить в онлайн-режиме уроки лучших учителей России. Например, такую возможность предоставляет платформа «Яндекс-учебник», проверено лично, мой ребенок с большим интересом слушал уроки по окружающему миру и начал проявлять живой интерес к астрономии.

Депутаты заверяют, что основная идея нового законопроекта – это добровольность выбора дистанционного обучения. Дополнительно отмечу, что во многом это решит проблему посещаемости учебных занятий, которая в последнее время встала особенно остро, проблему с пропусками по болезни и отставанием от учебного плана. Это еще и реальное решение проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, часто болеющими детьми.

Также законопроект затронул и вопрос материально-технического обеспечения «удаленного» обучения в части обеспечения семей с детьми компьютерами и интернетом. Не удивлюсь, что интернет-провайдеры и операторы сотовой сети в скором времени представят специальные тарифы, типа «Учебный» или «Образовательный».

Отметили депутаты и еще один недостаток российского образовательного пространства – это отсутствие онлайн-университетов.

Таким образом, риск дистанционного обучения сохраняется. У меня лично возник ряд вопросов:

  • Предусмотрен ли в законопроекте механизм регулирования рабочего времени и оплаты труда педагогов, которые в таких условиях будут вынуждены «воевать» на два фронта: вести стандартные уроки и выкладывать задания, лекции и прочие материалы для ребят, добровольно ушедших на дистант.
  • Кроме того, будет ли отмечаться в документах об образовании тот момент, что обучение проходило дистанционно.
  • Еще один момент, получат ли право ребята, обучавшиеся дистанционно, сдавать ЕГЭ и поступать в ВУЗ?