Найти тему
Т-34

Котин вооружил Красную Армию боевыми машинами, с которыми войска вермахта боялись вступать в открытый бой

Котин Жозеф Яковлевич — военинженер I-го ранга, главный конструктор КБ-З Кировского завода, лауреат Государственной премии (1941 г.) (за создание танка КВ) и Поклонова Н. П. — военинженер II-го ранга, орденоносец (жена Ж. Котина), за работой. Ленинград, 1941
Котин Жозеф Яковлевич — военинженер I-го ранга, главный конструктор КБ-З Кировского завода, лауреат Государственной премии (1941 г.) (за создание танка КВ) и Поклонова Н. П. — военинженер II-го ранга, орденоносец (жена Ж. Котина), за работой. Ленинград, 1941

Творческий путь талантливого конструктора Жозефа Яковлевича Котина начался на Кировском заводе в Ленинграде, где под его руководством были сконструированы тяжелые танки, которые выдержали боевой экзамен еще при прорыве линии Маннергейма в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. Танк КВ в модификации оставался основным тяжелым танком в сражениях против немецко-фашистских войск до 1943 года.

Колонна отремонтированных советских тяжелых танков КВ-1 на набережной Невы в Ленинграде на пути к линии фронта. На башнях нанесены патриотические лозунги: «За Сталина» и «Бей фашистов». Апрель 1942
Колонна отремонтированных советских тяжелых танков КВ-1 на набережной Невы в Ленинграде на пути к линии фронта. На башнях нанесены патриотические лозунги: «За Сталина» и «Бей фашистов». Апрель 1942

К осени этого года новаторская мысль советских ученых сделала грандиозный рывок вперед. Группа конструкторов во главе с Ж. Котиным и Н. Духовым разработали новую модель тяжелого танка ИС-2, который не испытаниях, а затем в сражениях показал высокие боевые качества, в частности большую огневую мощь и хорошую маневренность.

1-й Прибалтийский фронт. Грозные для фашистов советские танки ИС-2 движутся на запад по Рижскому шоссе. Июль 1944. Автор: Л. Доренский
1-й Прибалтийский фронт. Грозные для фашистов советские танки ИС-2 движутся на запад по Рижскому шоссе. Июль 1944. Автор: Л. Доренский

Вооружение (122-мм пушка) и броневая защита позволяли этим грозным машинам вести бой и уничтожать любые фашистские танки на расстоянии 2000-2500 метров. Вражеские танки не решались вступать в открытые поединки с нашим ИС-2. Они справедливо завоевали в то время славу самых мощных танков.

Тяжелые танки ИС-2 30-го гвардейского тяжелого танкового полка прорыва из 2-го гвардейского механизированного корпуса ведут наступление на Будапешт. 2-й Украинский фронт. Декабрь 1944 г. Источник: tankfront.ru. Фотография использована в качестве иллюстрации.
Тяжелые танки ИС-2 30-го гвардейского тяжелого танкового полка прорыва из 2-го гвардейского механизированного корпуса ведут наступление на Будапешт. 2-й Украинский фронт. Декабрь 1944 г. Источник: tankfront.ru. Фотография использована в качестве иллюстрации.

Вскоре на смену ИС-2 в войска стал поступать танк ИС-3, который был дальнейшим шагом вперед по пути развития советского танкостроения.

Советский тяжелый танк ИС-3. 1945 г. Автор: Э. Абдраздаков. Из коллекции фотографий по истории Уральского добровольческого танкового корпуса
Советский тяжелый танк ИС-3. 1945 г. Автор: Э. Абдраздаков. Из коллекции фотографий по истории Уральского добровольческого танкового корпуса

В период Великой Отечественной войны Ж. Я. Котин был заместителем народного комиссариата танковой промышленности СССР и главным конструктором танкового завода.

Главный инженер Наркомата Танковой промышленности Котин Ж. Я. 1946. Автор: В. Савостьянов
Главный инженер Наркомата Танковой промышленности Котин Ж. Я. 1946. Автор: В. Савостьянов

Всесторонняя творческая деятельность члена КПСС генерал-полковника инженера Ж. Я. Котина получил заслуженную оценку Коммунистической партии и Советского правительства. Ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он лауреат Государственных премий, удостоен многих других наград.

(1985)