Творческий путь талантливого конструктора Жозефа Яковлевича Котина начался на Кировском заводе в Ленинграде, где под его руководством были сконструированы тяжелые танки, которые выдержали боевой экзамен еще при прорыве линии Маннергейма в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. Танк КВ в модификации оставался основным тяжелым танком в сражениях против немецко-фашистских войск до 1943 года.
К осени этого года новаторская мысль советских ученых сделала грандиозный рывок вперед. Группа конструкторов во главе с Ж. Котиным и Н. Духовым разработали новую модель тяжелого танка ИС-2, который не испытаниях, а затем в сражениях показал высокие боевые качества, в частности большую огневую мощь и хорошую маневренность.
Вооружение (122-мм пушка) и броневая защита позволяли этим грозным машинам вести бой и уничтожать любые фашистские танки на расстоянии 2000-2500 метров. Вражеские танки не решались вступать в открытые поединки с нашим ИС-2. Они справедливо завоевали в то время славу самых мощных танков.
Вскоре на смену ИС-2 в войска стал поступать танк ИС-3, который был дальнейшим шагом вперед по пути развития советского танкостроения.
В период Великой Отечественной войны Ж. Я. Котин был заместителем народного комиссариата танковой промышленности СССР и главным конструктором танкового завода.
Всесторонняя творческая деятельность члена КПСС генерал-полковника инженера Ж. Я. Котина получил заслуженную оценку Коммунистической партии и Советского правительства. Ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он лауреат Государственных премий, удостоен многих других наград.
(1985)