Найти тему
Оружие и техника

Факты о "Меркаве". Почему израильский танк уникален?

Оглавление

Меркава разрабатывалась в середине 70-х, а массовое производство танка началось к началу 80-х. На данный момент основу бронетанковых войск Израиля составляет четвертая итерация танка - Мерава Mk.4, созданная в 2004 году.

Танк действительно уникален и во многом не имеет аналогов в мире. О наиболее интересных моментах и поговорим далее.

Бронирование

Говоря о любом другом танке конкретной модели мы можем точно сказать: "ага, лоб корпуса у него столько-то миллиметров, а башни - столько-то". С израильской "колесницей" так не получится.

Дело в том, что в танке используется модульное бронирование. По сути, корпус и башня обладают минимальной защитой, уже поверх которой устанавливаются бронеэлементы.

Эти элементы легко заменяются и, по сути, могут иметь любые параметры защиты. Ограничивается все это дело лишь предельной допустимой массой.

Обратите внимание, с борта машины демонтированы бронеэлементы. Они лежат рядом с гусеницей.
Обратите внимание, с борта машины демонтированы бронеэлементы. Они лежат рядом с гусеницей.

Кроме того, с конца 2000-х все Меркавы поголовно оснащаются комплексами активной защиты. На данный момент, кроме Израиля, ни одна другая страна не может себе такого позволить - даже США с их колоссальным военным бюджетом.

Двигатель

Для улучшения защиты лобовой части двигатель танка располагается спереди. Подобная идея была впервые предложена еще советскими конструкторами в начале 60-х, но у нас ее так и не реализовали.

Двигатель действительно способен принять на себя фактически любой удар, даже самых современных противотанковых средств. Однако у такого расположения есть и недостатки:

Во-первых, смещается центр тяжести машины, что приводит к более сильному раскачиванию при движении по пересеченной местности. Стабилизаторы пушки не всегда справляются с этим и точность стрельбы в движении сильно страдает.

Во-вторых, в ранних версиях Меркавы тепловое излучение двигателя затрудняло работу с тепловизионными прицельными приспособлениями. Правда, в 2008 году проблему устранили, обеспечив двигательный отсек хорошей теплоизоляцией.

Десантный отсек

В корме танка расположен крошечное десантное отделение. Правда, для перевозки бойцов оно подходит плохо и по прямому назначению используется крайне редко:

-3

На деле отсек применяют для эвакуации раненных. Он вмещает до 4 человек в положении лежа.

Габариты

Меркава огромна. На сегодняшний день этот танк является самым крупным и тяжелым в мире. Даже немаленький Абрамс на форме "колесницы" выглядит не так уж и внушительно:

-4
  • Масса танка: 70 тонн;
  • Длина корпуса: 7,45 метра;
  • Ширина: 3,72;
  • Высота: 2,66.

Часто такие размеры относят к недостаткам танка: мол и по мостам он не проедет, и по железной дороге его не перевезти, а на болотистой местности вообще беда будет.

Это все справедливо. Только вот в отличие от, к примеру, российских или американских танков, которые разрабатываются с учетом возможности действия в любых условиях, Израильтяне делали Меркаву "под себя", т.е. для каменистой пустыни. Там она чувствует себя отлично.

Выживаемость

Ну и напоследок стоит сказать о выживаемости машины. Меркава Mk.1 зарекомендовала себя не очень хорошо. Во время Первой ливанской войны (1982 год) израильский танки несли существенные потери от устаревших к тому моменту ливанских Т-55 и Т-62. В среднем, на 2 подбитых танка приходился 1 погибший танкист.

-5

Во Второй ливанской уже участвовали Mk.2, Mk.3 и Mk.4. Из 400 танков повреждения в бою получили 51, из них только 16 оказались неремонтопригодными. В ходе боев погибло 30 танкистов. Лишь в 4 случаях при поражении танка погибал весь экипаж целиком, причем в трех случаях из четырех происходил подрыв боекомплекта.

С появлением комплексов активной защиты с выживаемостью все стало куда лучше - с 2011 года в Газе Меркавы 32 раза подвергались обстрелу и лишь в одном случае КАЗ не сработал. Но и тогда ракета не сумела пробить броню машины.

Подпишитесь, пожалуйста, на кана ли поставьте ваш лайк, чтобы не пропустить еще больше интересного в будущем. Спасибо!