Найти тему
С Богом по жизни

Что можно сказать о говорении иными языками?

В 1 Кор. 14 в рамках расширенного контекста, относящегося к использованию чудесных даров, Павел говорит о проблемах, связанных с применением конкретного дара Святого Духа — дара говорения иными языками.

Некоторые христианские группы сегодня заявляют, что говорят на иных языках. Эта практика известна под названием «глоссолалия» (от глосса, «языки», как в нашем тексте). Начиная приблизительно с 1970-х годов, вновь появился интерес к говорению иными языками, а также к другим чудесным дарам, в частности дару исцеления. Возникло «харизматическое движение», оказавшее влияние на многие из основных деноминаций. Кстати, это движение называют «третьей волной» христианства. (Католицизм был «первой волной», а протестантизм — «второй волной»). Всё, что становится таким заметным в христианстве, нам нужно исследовать, чтобы посмотреть, соответствует ли это Библии.

По их представлению, церковь Христова слишком «рациональна». Они думают, что отрицание ею даров Духа превратило религию Христа в мёртвую, законническую систему без сердца, души, чувства и пыла. Они также считают, что церковь, хотя и заявляет, что возрождает новозаветное христианство, на самом деле отвергла то, что в огромной степени было частью жизни церкви I века.

КАКОВЫ ФАКТЫ?

В I веке практиковалось говорение на незнакомых, никогда прежде не изучавшихся языках

В церкви I века действительно говорили на незнакомых языках. В день Пятидесятницы апостолы «начали говорить на иных языках, как Дух давал им вещать» (Деян. 2:4). После того как Пётр благовествовал Корнилию и его домашним, прежде чем они крестились, Святой Дух сошёл на них, и они заговорили языками (Деян. 10). Когда Павел пришёл в Эфес, там он обнаружил нескольких учеников, знавших только Иоанново крещение. Когда они были крещены в соответствии с Писанием, то начали говорить иными языками (Деян. 19). Дар говорения языками в 1 Коринфянам упоминается часто. Значит, не может быть никакого сомнения в том, что — по крайней мере в новозаветные времена — некоторые христиане говорили на иных языках.

Так называемое «говорение языками» практикуется сегодня

Точно так же мы должны признать, что нечто имеющее название «говорение языками» практикуется сегодня и, как утверждают сами «говорящие», приносит большую духовную пользу. Не вызывает сомнения, что говорящие сегодня иными языками ощущают эмоциональный подъём, волнение духа, когда практикуют это умение. В эти моменты они могут ощущать свою близость к Богу. Наша задача — не указывать этим людям, что их ощущения бесполезны, или выражать сомнение в реальности их духовного опыта, а изучать с ними библейские факты.

На этот раз мы исследуем два основных вопроса, касающихся современного говорения на иных языках

ЧТО ЭТО ЗА ВОПРОСЫ?

Является ли «говорение языками» сегодня тем же даром, что использовался в церкви I века?

Сегодня говорящие иными языками делают не то, что делалось в новозаветные времена. Первые христиане, имевшие дар языков, говорили на реально существовавших языках. В Деян. 2:4 сказано, что апостолы «начали говорить на иных языках, как Дух давал им вещать». Согласно стиху 6, каждый из собравшихся «слышал их говорящими его наречием». В той толпе люди говорили на многих языках и наречиях (ст. 9–11). Слушавшие изумлялись, что, хотя говорившие были из Галилеи, все в толпе слышали «собственное наречие, в котором родились» (2:7, 8).

Нет никакого сомнения в том, что в день Пятидесятницы апостолы говорили на наречиях, понятных тем, кто их слышал. Их способность говорить на иных языках была чудом, потому что они никогда не изучали эти наречия и никак не могли знать их. А сегодня говорение языками — это какая-то тарабарщина, бессвязная речь. Как правило, говорящие сегодня языками даже не утверждают, что говорят на известных иностранных языках.

Те, кто верит в говорение иными языками, заявляют, что они делают именно то, что делалось в новозаветные времена. С помощью 1 Кор. 14 они пытаются доказать, что и тогда говорение языками не подразумевало говорение на известных языках. И действительно, складывается впечатление, что ряд стихов в этой главе указывает на то, что в говорении языками фигурировали языки, не известные ни тем, кто говорил, ни тем, кто слушал.

«Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его — он тайны говорит духом» (14:2).
«Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь» (14:4).
«Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остаётся без плода» (14:14).
«Если вся церковь сойдётся вместе и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?» (14:23).

В этих и других стихах главы мы видим два очевидных факта. (1) Языки, на которых говорили некоторые христиане, были незнакомыми — по крайней мере для них самих, — потому что дар толкования был отделён от дара языков (14:13). Когда человек говорил иными языками, он необязательно знал, о чём говорит. (2) Хотя человек мог и не понимать, что именно он говорит на ином языке, для него самого упражнение в этом даре было благотворным (14:4).

Если эти отрывки и могут навести на мысль, что коринфяне, имевшие дар языков, говорили не на реально существовавших языках и наречиях, то они также имеют смысл, если предположить, что дар коринфян был таким же, что и описанный в Деян. 2. Если, к примеру, у человека дар говорить на немецком языке, хотя он никогда не изучал его, и он говорил бы в собрании, где нет ни одного немца, он всё равно назидал бы себя. Конечно, Бог понимал бы его слова, и потому он говорил бы Богу. Однако другим в таком случае от его выступления не было бы никакой пользы. А если ещё разные члены церкви начнут говорить на разных человеческих языках — не известных им и их слушателям — и притом одновременно, то пришедшие гости подумают, что все они беснуются!

Важным фактором, влияющим на принятие решения при сопоставлении сегодняшнего говорения языками с дарами I века, является то, что целью чудесной способности, данной ранней церкви, было обращение неверующих. В 1 Кор. 14:22 сказано: «Итак, языки — знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих». Бессвязная речь не может ничему научить неверующих, хотя тех, кто уже верит, она может возбуждать и назидать. Напротив, способность говорить на ином языке, который предварительно не изучался, не только производила впечатление на неверующих, но и способствовала евангелизации, давая возможность христианам общаться с людьми разного происхождения (Деян. 2:4–12). Мы должны толковать 1 Кор. 14 в свете Деян. 2 и допускать, что даром говорения иными языками, который Бог дал некоторым коринфянам для помощи в благовествовании, они стали злоупотреблять.

Кроме того, говорящие иными языками сегодня используют свой дар не так, как он использовался (или хотя бы как должен был использоваться) в I веке. В 1 Кор. 14 Павел выражает беспокойство в связи с тем, что говорившие иными языками использовали свой дар неправильно. Поэтому он даёт конкретные указания, как нужно применять этот дар. Павел формулирует следующие правила, которые должны были соблюдать говорившие на языках:

1. Всё нужно делать для назидания (14:5, 12, 17, 19, 26). Это требование ведёт к другому: всё сказанное должно иметь смысл для слушателей. Назидание требует понимания. Нынешнее говорение языками в религиозных собраниях назидает? Говорение языками, возможно, увлекательный и эмоциональный процесс, но назидательный ли он? Павел считает, что всякие бессмысленные слова никого ни в чём не наставляют.

2. В одном собрании только двое или трое должны говорить языками, и то по очереди и только в том случае, если есть толкователь (14:27, 28). Следуют ли сегодня этому указанию утверждающие, что они говорят иными языками? В частности, слова Павла «А если нет никого, кто мог бы истолковать, то пусть говорящий на языках в собрании молчит» (14:28; Российское Библейское Общество), похоже, чаще игнорируют, нежели соблюдают. Правило таково: никто не должен говорить иными языками в собрании, если некому их изъяснять.

3. Женщины в собраниях церкви должны молчать (14:34, 35). В большинстве церквей, где сегодня практикуется говорение иными языками, женщины говорят языками или, иначе, играют в собраниях ведущую роль.

4. Всё нужно делать «благопристойно и как подобает» (14:40). Когда люди говорят иными языками, их богослужение становится хаотичным, беспорядочным.

Те, кто сегодня практикует «глоссолалию», в своей массе не следуют указаниям, данным в Писаниях по поводу говорения языками.

Возможно, самым большим отличием говорения языками сегодня от говорения языками в Новом Завете является разная оценка этого дара. Цель Павла в 1 Кор. 14 была показать коринфянам, что говорение на иных языках — не самый лучший дар (как они, очевидно, думали), а наименьший из всех. Само по себе говорение языками не может назидать церковь. А среди говорящих языками сегодня этот дар иногда считается признаком истинного христианина. Если какой-либо член харизматической группы не говорит иными языками, то он у них считается недуховным. Между этим взглядом и мнением Павла относительно говорения языками огромная разница.

Силой ли Божьей осуществляется сегодня «говорение иными языками»?

Во-вторых, мы должны спросить, стоит ли за сегодняшним говорением языками сила Божья.

Поскольку многое из того, что называют «говорением языками» сегодня, не имеет характеристик говорения языками в библейские времена, сомнительно, чтобы практикующие его сегодня делали это силой Святого Духа. Если бы сегодня источником говорения языками был Бог, тогда эта практика не должна была бы отличаться от той, что описана в Новом Завете.

Ещё мы должны усомниться в том, что говорение иными языками сегодня осуществляется силой Божьей, потому, что говорение языками шло «в пакете» с разными другими дарами Святого Духа, существовавшими в I веке. Сегодня такие чудеса не происходят. Если бы Бог сегодня давал некоторым способность говорить языками, как делал это в I веке, то Он также должен был бы давать некоторым и силу воскрешать мёртвых, как тогда (см. Деян. 9:36–43). Если Он не воскрешает мёртвых, то и не даёт людям способность говорить иными языками.

В 1 Кор. 13 Павел учил, что придёт время, когда подобные дары исчезнут. В частности, он сказал: «языки умолкнут» (13:8). Когда это должно было произойти? По словам Павла, чудодейственные дары I века должны были прекратиться, когда «настанет совершенное» (13:10). «Совершенное» (телейос) не означает второго пришествия Христа, так как это слово среднего рода: Павел говорил о чём-то, а не о ком-то. Тогда что же это? Если принять во внимание контекст, то Павел говорил о зрелости церкви. Когда церковь стала зрелой, чудодейственные дары прекратились. Когда Божье откровение завершилось и церковь вошла в полный возраст, чудодейственные дары — включая и языки — больше не были нужны. Поэтому они прекратились.

Если люди говорят языками не Божьей силой, тогда что стоит за этой практикой? Самое здравое объяснение — что говорению иными языками люди учатся, попадая в групповую обстановку с высоким эмоциональным накалом. Они думают, что этой практикой они и прибавляют себе духовности и заслуживают одобрения со стороны других членов группы. Когда они говорят иными языками, им может казаться, что ими движут некие не подвластные им силы; но это не доказывает, что вдохновляет их Бог. На протяжении всей истории люди вовлекались в иррациональное поведение, полагая, что ими движут их боги. Как их переживания не доказывают, что за их поведением стоял Господь Бог, так и сегодня духовный транс говорящего языками не доказывает, что он говорит силой Божьей.

ЧТО ПЛОХОГО В ТОМ, ЧТО МЫ «ГОВОРИМ ЯЗЫКАМИ»?

И всё равно кто-нибудь может спросить: «Что плохого в том, что мы сегодня говорим иными языками? Это что, греховно или вредно?» Вообще-то, отдельный человек или церковь, практикующие говорение иными языками, могут грешить по нескольким причинам.

(1) Они могут давать этому умению завышенную, небиблейскую оценку. Если Павел невысоко ценил этот дар, то они могут превозносить его. (2) Они могут не следовать Божьим правилам использования этого умения, в результате чего богослужения становятся беспорядочными и неназидательными. (3) Пожалуй, важнее всего то, что обычно люди, говорящие иными языками, начинают свои ощущения во время говорения считать высшим авторитетом в религии, а это крайне опасная позиция.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несомненно, самое лучшее, что сознательный христианин может сделать, это исследовать свидетельства и принять для себя то, чему учит Библия. Если говорение на иных языках от Бога и дано церкви на все времена, тогда давайте практиковать его (если сумеем)! А если оно не от Бога и не предназначено для того, чтобы христиане практиковали его до скончания века, то давайте не делать этого!

Если мы не будем говорить языками, разве от этого наша религия станет мёртвой и скучной? Вовсе нет. Библейский образец учения и поклонения Господней церкви включает в себя много такого, что возвышает и укрепляет наш дух. Поклонение и служение Богу должно привносить счастье и радость в нашу жизнь и иногда вызывать неодолимое желание с восторгом прославить Бога. Необязательно верить в говорение иными языками и практиковать его, чтобы иметь живую, трепещущую, духовную веру.

Суббота и воскресенье | С Богом по жизни | Дзен

👉🏻 Аренда авто в 100 странах мира (Реклама. GETRENTACAR, INC.. ИНН 61-1951906)