Есть в математике такие понятия, как коммутативность, ассоциативность и дистрибутивность. Слова эти обозначают свойства операций. Когда на некотором множестве вводится операция, то она может обладать или не обладать заданными свойствами. Например, сложение и умножение на множестве натуральных чисел обладает заданными свойствами. Подробно про них можно почитать тут, а мы будем говорить лишь про слова, которыми эти свойства принято обозначать.
В учебниках по высшей математике данные понятия обозначаются словами латинского происхождения: коммутативность ( позднелат. commutativus - «меняющийся» ), ассоциативность ( от лат. associatio - соединение ), дистрибутивность ( от лат. distributivus - «распределительный» ). И всех это устраивало.
Но в какой-то момент случилась любопытная вещь. Данные свойства попали в русские школьные учебники по математике под другими названиями: переместительный, сочетательный и распределительный закон. К сожалению, я не знаю почему это произошло, если кому-то из читателей это известно, прошу поделиться в комментариях. Может быть кто-то посчитал, что иностранные слова слишком сложны для русского уха, а может это своеобразная борьба за чистоту языка. Но факт остаётся фактом, большинство российских школьников думают, что дистрибутивность называется распределительным законом. Кроме тех, которые попадают ко мне. Я надеюсь, что есть еще учителя, бесстрашно произносящие даже пятиклассникам слова: коммутативность, ассоциативность и дистрибутивность.
У любой человеческой деятельности есть свой язык, он помогает людям, занимающимся одним делом, узнать и понять друг друга. Это необходимое условие для развития науки. Если в Индии совершат крупное открытие в какой-то области, люди в Нидерландах поймут, что они сделали, потому что язык науки универсален. Возможно, дети, которых я учу, никогда не будут серьёзно заниматься математикой, но многие из них поступят в вуз и там встретятся с высшей математикой. Чтобы понять, что говорят профессора, им нужно овладеть терминами, входящими в школьный курс. Да, запомнить три новых слова, может быть не так уж и сложно, но потребуется время, чтобы перестроится. И этих трудностей можно избежать, если еще в школе дать другие названия соответствующим понятиям. Конечно, пятиклассникам на первых порах, сложно произнести эти слова, но чуть-чуть тренировки и всё у них получается.
Мне очень любопытно, как другие учителя относятся к данной теме, поэтому прошу всех неравнодушных пройти опрос.