Найти тему
Блог Красной Панды

Как агентствам недвижимости выжить в эпоху уберизации

Оглавление

По прогнозам многих экспертов до 50% мелких и средних агентств и риелторов-частников в 2020 году прекратят свою работу. Размышляем вместе о будущем риэлторской профессии и о том, как изменятся модели агентств недвижимости в будущем.

Кто хочет “убить” риэлторов?

Уверены, что каждый без исключения читатель этой статьи активно пользуется онлайн-сервисами, да и модное слово “блокчейн” у всех на слуху, но мало кто осознает реальную мощь этих инструментов, способных кардинально изменить риэлторскую деятельность уже в самое ближайшее время.

Вспомним лишь несколько фактов, которые заставляют серьёзно задуматься о перспективах профессии: в 2017 году Сбербанк запустил ряд сервисов, использующих технологию блокчейн. Они призваны помогать частным лицам самостоятельно совершать финансовые операции с недвижимостью.

К примеру, сервис “безопасные расчеты” обеспечивает безналичный взаиморасчет за объект недвижимости между покупателем и продавцом, а экспресс-экспертиза готового жилья позволяет в кратчайший срок получить данные о собственности, истории сделок с квартирой и множество других сведений. Совершенно очевидно, что блокчейн таит в себе угрозу для традиционного риэлторского бизнеса.

Онлайн-сервисы семимильными шагами ведут наступательную деятельность на рынок недвижимости: Сервис Юла, входящий в Mail.Ru Group, уже ввёл услугу полного юридического сопровождения сделок по недвижимости, ими же анонсируется создание платформы, которая позволит покупать и продавать недвижимость онлайн.

О создании подобных систем заявляют и другие сильные игроки рынка. По сути, это означает, что в скором будущем квартиру будет возможно приобрести, имея под рукой лишь смартфон с доступом в интернет, а сделки будут проводиться без какого-либо участия риэлторов.

Смогут ли высокие технологии заменить услуги экспертов по недвижимости?
Смогут ли высокие технологии заменить услуги экспертов по недвижимости?

Герои нашего времени

Все эти страшилки - серьезный повод для размышлений, но они вовсе не означают, что риэлтор как профессия исчезнет - ведь человеческий-то фактор никто не отменяет. Ведение сложных многоступенчатых сделок, решение конфликтных ситуаций - здесь без участия риэлтора никак не обойтись.

Но с оговоркой, что образ современного профессионала рынка риэлторских услуг должен отличаться от того образа, который был сформирован за длительное время существования этой профессии.

Сегодня профессиональные агенты особое внимание уделяют собственному имиджу – ведут личные блоги, выступают на конференциях, показывают свою работу в социальных сетях – так постепенно профессия становится всё более открытой.

В условиях острой конкурентной борьбы специалисты понимают, что довольный клиент с большой долей вероятности может стать постоянным, да ещё привести за собой новых лояльных клиентов – это и будет главным преимуществом профессионалов на рынке недвижимости будущего.

Фактически на сегодняшнем рынке каждый агент сам отвечает и за привлечение клиентов, и за их обслуживание, а значит, по сути - ведет свой собственный бизнес. Почти треть участников рынка сегодня – это частные агенты, которые ранее работали в различных агентствах.

Всё чаще можно заметить, что клиенты обращаются за услугами не в определённые агентства недвижимости, а к самим агентам. Нужно признать, что «агентства недвижимости» давно потеряли функцию работодателя для агентов, а имидж самостоятельного эксперта стал намного важнее, чем бренд любой компании.

Кризис агентств недвижимости

По прогнозам многих экспертов небольшие и средние агентства недвижимости вообще могут не оправиться от последствий режима самоизоляции и прекратят свою работу в 2020 году.

Среди прочих доводов можно выделить несколько наиболее весомых причин закрытия небольших агентств недвижимости:

  1. Абсолютно очевидно, что 2 месяца, проведённые на самоизоляции, достаточно сильно отразились на агентствах. Не секрет, что не только многие агенты живут от сделки до сделки, но и сами руководители компаний живут буквально от аванса до аванса, и увеличение сроков между этапами сделок для многих может стать финальным. Как в 2014 году, когда срок экспозиции объектов увеличился в 3 раза, и это смыло большое количество небольших агентств недвижимости.
  2. С 1 июля 2020 года закон о самозанятых распространили на всю Россию. Еще одной причиной для агента оставаться в агентстве недвижимости стало меньше. Многие агенты по всей России получили возможность работать самостоятельно и абсолютно легально, при этом, оставляя весь доход от сделок себе.
  3. В 2019 году приняли профстандарт "Специалист по операциям с недвижимостью". Профстандарт - это не профессия, но тем не менее, первые шаги в регулировании рынка уже сделаны. Как минимум, появились принятые на государственном уровне требования, которым агенты должны соответствовать. Пока еще не решен вопрос о том, что нужно сделать, чтобы эти требования выполнить, но многие компании уже начали создавать собственные курсы и обучающие программы, ориентированные на выполнение требований нового стандарта. Таким образом на рынке появится больше самостоятельных и обученных агентов. Ключевое слово в нашем контексте - самостоятельных.
  4. Достаточно сильное развитие с момента последнего кризиса получили крупные федеральные сети. У них хорошие учебные центры, и они способны выпускать сильных агентов целыми партиями. Если в обычном агентстве новичка готовят 3-5 лет, то в крупных сетевых компаниях настоящие лидеры проявляются гораздо быстрее - уже через 1,5-2 года. Потом дембель - и вперёд, в свободное плавание.
  5. Агенты всё больше стремятся к объединению, но - в абсолютно иной форме: в виде чатов в соцсетях, совместных обучений, общении на форумах, встреч на конгрессах. Находя бесплатную поддержку за пределами стен своего офиса, агент понимает, что самостоятельным быть не сложно, и, работая в одиночку, один он уже не останется.
Коворкинги и рабочие пространства объединили экспертов по недвижимости
Коворкинги и рабочие пространства объединили экспертов по недвижимости

Новые игроки на рынке недвижимости

Все эти тенденции приводят к появлению новых моделей работы на рынке недвижимости - коворкингов и рабочих пространств для риэлторов.

Первой компанией, которой удалось стать заметным игроком на этом рынке - стал «Макромир». Открытый в 2016 году в Санкт-Петербурге, этот коворкинг сегодня имеет сеть из 12 офисов в различных городах России, а объединение экспертов «Макромира» насчитывает более 700 человек.

В отличие от привычных для агентов условий, в «Макромире» изначально была развита концепция «агент - клиент агентства». Сервис, который предоставляет «Макромир», включает в себя все необходимые ресурсы для работы агента: офис и переговорные комнаты, CRM систему для учёта объектов, контракты с застройщиками, юридический сервис, ипотечный брокеридж, учебные мероприятия, маркетинговую поддержку.

Мы объединяем профессиональных игроков рынка недвижимости. Риэлторов, кто работают на рынке уже достаточно долгое время. Тех, кому нужно где-то решать свои профессиональные задачи. Все они могут улучшить качество сервиса за счёт того, что у них, благодаря нашей поддержке, появляется больше возможностей. С нашей помощью агент может за то же количество времени выполнить больший объем работы. А значит, заработать больше денег.

Агентам такая система, очевидно пришлась по душе. После прихода в «Макромир» многие агенты увеличивают доход в среднем на 20-30% от прежнего. Если в обычном агентстве агент платит 30-50% от своего дохода, то расходы, которые агент несёт в «Макромире» в среднем составляют не более 10-15% от его дохода.

Количество партнёров уже федеральной сети постоянно растёт – в основном за счёт рекомендаций, что говорит о том, что компания в своём развитии выбрала правильный путь, и останавливаться не собирается.

Анализируя последние тенденции рынка, можно предположить, что спрос на такое предложение будет только расти. К слову, во многих городах уже появляются аналоги «Макромира» - а значит, перспектив у проекта намного больше, чем кажется на первый взгляд.

Сможет ли такая модель занять свою долю рынка - покажет время, но одно мы знаем точно - чтобы бизнес был конкурентоспособным и востребованным завтра, меняться ему нужно уже сегодня.