Под конец девятнадцатого века в развитии минного морского оружия произошел качественный скачек, появилась самодвижущуюся мина, в последствии именуемая торпедой. Торпеда списала в отставку шестовые и прыгающие мины, не сразу правда.
Впрочем и мины якорные серьезно изменились в лучшую сторону. Все это потребовало создания специализированных носителей для них. У минных катеров, миноносок, подводных лодок и минных заградителей, есть общий предок - брандер. Брандер это небольшое гребное, парусное судно, загруженное горючими материалами и взрывчаткой, с целью сцепиться с крупным вражеским кораблем и самоубиться устроив грандиозный пожар со взрывом, и если и не уничтожить, то серьезно повредить противника.
Как и у предка у его потомков главная задача была скрытно и быстро подобраться к цели применить оружие, и также быстро улизнуть. В случае с минными постановками, требовалось также скрытно поставить минны на вероятных путях прохода противника.
Со скрытностью в неоспоримом плюсе были подводные лодки, но скорость была их слабым местом, ну и при применении торпед, они напрямую зависели от их дальности хода, постановка мин с подводных минных заградителей была проще.
Миноноски, далее миноносцы, катера, могли сочетать как торпедное так и минное вооружение. Со скрытностью у ни было хуже, чем у подводных лодок, их выручала скорость и небольшие размеры, особенно катера. При торпедных атаках они также зависит от дальности своих торпед, ну и понятно, что уйти после атаки они могли в разы быстрее чем подводные лодки. Кстати миноносцы и катера станут заклятыми врагами подводных лодок.
Надводные минные заградители в основном могли полагаться на плохую погоду, эскорт и удачу конечно. Благодаря приличным размерам они могли выставлять целые минные поля, или банки.
Авиация как носитель минного оружия всерьез подтянется лишь в конце первой четверти двадцатого века.
Стоит добавить, что минноторпедные прибамбасы старались приладить на средние и крупные корабли.