Найти в Дзене
Море, люди, корабли.

Носители минного оружия

Под конец девятнадцатого века в развитии минного морского оружия произошел качественный скачек, появилась самодвижущуюся мина, в последствии именуемая торпедой. Торпеда списала в отставку шестовые и прыгающие мины, не сразу правда.

Собственно одна из первых торпед
Собственно одна из первых торпед

Впрочем и мины якорные серьезно изменились в лучшую сторону. Все это потребовало создания специализированных носителей для них. У минных катеров, миноносок, подводных лодок и минных заградителей, есть общий предок - брандер. Брандер это небольшое гребное, парусное судно, загруженное горючими материалами и взрывчаткой, с целью сцепиться с крупным вражеским кораблем и самоубиться устроив грандиозный пожар со взрывом, и если и не уничтожить, то серьезно повредить противника.

успешная атака брандера.
успешная атака брандера.

Как и у предка у его потомков главная задача была скрытно и быстро подобраться к цели применить оружие, и также быстро улизнуть. В случае с минными постановками, требовалось также скрытно поставить минны на вероятных путях прохода противника.

Со скрытностью в неоспоримом плюсе были подводные лодки, но скорость была их слабым местом, ну и при применении торпед, они напрямую зависели от их дальности хода, постановка мин с подводных минных заградителей была проще.

подводная лодка времен первой мировой. фото из свободных источников
подводная лодка времен первой мировой. фото из свободных источников

Миноноски, далее миноносцы, катера, могли сочетать как торпедное так и минное вооружение. Со скрытностью у ни было хуже, чем у подводных лодок, их выручала скорость и небольшие размеры, особенно катера. При торпедных атаках они также зависит от дальности своих торпед, ну и понятно, что уйти после атаки они могли в разы быстрее чем подводные лодки. Кстати миноносцы и катера станут заклятыми врагами подводных лодок.

миноносец времен первой мировой.фото из свободных источников.
миноносец времен первой мировой.фото из свободных источников.

Надводные минные заградители в основном могли полагаться на плохую погоду, эскорт и удачу конечно. Благодаря приличным размерам они могли выставлять целые минные поля, или банки.

минный заградитель времен первой мировой.
минный заградитель времен первой мировой.

Авиация как носитель минного оружия всерьез подтянется лишь в конце первой четверти двадцатого века.

Стоит добавить, что минноторпедные прибамбасы старались приладить на средние и крупные корабли.