Подушка безопасности нужна не только в автомобиле, или как малому бизнесу пережить кризис?
Бизнес часто сравнивают с ходьбой на судне по морям и океанам. А я бы сравнил его с движением на авто по нашим отечественным дорогам. Условия даже посложнее будут.
Что минимизирует риск получения серьезных травм водителем в случае аварии? Правильно, ремень и подушка безопасности. Если у бизнеса таких средств нет, продержаться на плаву в кризис крайне проблематично.
Как сформировать финансовую подушку? Делюсь лайфхаками – сохраняйте и обсуждайте с коллегами!
Формирование резервов
Копить необходимо. Думаю, никто не станет это отрицать. Как копить? Например, делая регулярные отчисления с чистой прибыли. Сколько отправлять в резерв, каждый решает сам. Есть возможность отчислять 15–20%, прекрасно. Нет – и 10% будет достаточно для формирования прочной финансовой подушки.
Какие резервы создавать? Начните с трех фондов: юридического, стратегического и неприкосновенного. Первый можно использовать для покрытия судебных и других расходов, не трогая основной бюджет. От юридических проблем никто не застрахован. Иметь запас средств для их решения – это рационально.
Стратегический фонд позволит фирме развиваться. За счет накопленных в нем средств можно приобретать оборудование, недвижимость и т.п.
Неприкосновенный запас в представлении не нуждается. Это та самая подушка на черный день, которой сегодня многим так не хватает. И не важно, что случится в следующий раз, пандемия или очередной экономический кризис, с неприкосновенным запасом пережить трудные времена и сохранить бизнес будет проще.
Да, чуть не забыл об одном важном условии. Формируя резервы, устанавливайте несгораемый остаток для каждого из фондов. А то не ровен час – потратите все накопления.
Сколько копить и где хранить?
Размер, как известно, имеет значение. Большая финансовая подушка лучше маленькой. Как показывает практика, для поддержания работоспособности и минимизации риска банкротства малому бизнесу достаточно запаса, равного сумме 7–12 ежемесячных трат. В число последних входят аренда, налоги и взносы, кредитные, страховые платежи и т.п.
Где хранить средства? Однозначно, в ликвидных активах. Финансовая подушка должна выстреливать мгновенно. А неликвидные активы вроде акций или драгметаллов быстро не продашь. Предвосхищая ваш вопрос, депозит или сейф, скажу: каждому свое! То же самое касается валюты. Но если используете валютные счета, складывайте бублики в 2-3 корзины. Конвертация в дензнаки нескольких государств – своего рода амортизатор для балансировки курсовых колебаний.
Как начать копить прямо сейчас? Подсчитайте реальные остатки на счетах. Рассчитайте реально возвратную дебиторку, соберите долги с контрагентов, рассчитайте затраты бизнеса на ближайший квартал (а лучше полугодие), выделите переменные и постоянные издержки, сократите необязательные расходы, проанализируйте активы, избавьтесь от неликвидных, пересмотрите систему оплаты труда, оптимизируйте ее. А теперь спланируйте выживание при наступлении кризиса. Выделите средства на покрытие основных расходов на квартал-полгода. Из оставшихся средств 10-20% переведите в резерв. Начало положено.
Если вы уже сформировали финансовую подушку, делитесь опытом в комментариях!
Приглашаю всех желающих в закрытый клуб предпринимателей "Бизнес с человеческим лицом". Секретный пароль: "Я от Аристарха"😉 действует до 1 августа 2020.
Чтобы воспользоваться паролем, при вступлении ответьте на третий вопрос (Как Вы узнали о проекте "Бизнес с человеческим лицом"?) "Я от Аристарха"