Данный канал существует уже около месяца. За это короткое время сложилось определенное сообщество, есть постоянные читатели, интересные комментарии, иногда возникают жаркие споры. И можно подвести некоторые промежуточные итоги.
Всегда ведь интересно, кто еще кроме тебя интересуется тем же. В данном случае, татарской историей. Только нам она нужна или наша история интересна всем? Итак, как говорят татары "алга": посмотрим, проанализируем аудиторию канала. На 11 июля 2020 года она составляла более 22 тысяч человек. Напомню, на яндекс-дзене этот канал работает с 5 июня этого года.
Чем старше, тем умнее?
Татарская история слишком сложная, поэтому на этот канал чаще всего заглядывают люди уже умудренные жизненным опытом. Они не ищут на просторах яндекс-дзена пустые развлечения, а стремятся к информации достоверной, а к текстам более вдумчивым и со смыслом. Спасибо им за это. Поэтому 53 % аудитории канала - это люди старше 55 лет, читателей среднего возраста тоже не мало: 45-54 лет - 19,8 %, а 35‑44 лет - 15,5 %. Молодежь задумывается об истории, наверно, не так часто, как хотелось бы. Почему то к своим истокам, к прошлому своего народа и к предкам люди начинают обращаться лишь достаточно пожив и съев не один пуд соли. Но тем не менее, мир не без сознательной молодежи. На этом канале таких читателей от 25 до 34 лет - 7,45 %. Наконец, совсем молодые читатели (18‑24 года) составляют 2,9 % и еще моложе - 1,37 %. Таким образом, где-то 11 % молодых людей все-таки задумываются не только о будущем, но и о страницах прошлого. Такое молодое поколение не может не радовать.
Мужчины или женщины?
В первые дни существования канала преобладали читатели-мужчины. Сейчас ситуация немного выравнивается. Но мужчины пока лидируют и составляют около 65 % читателей. Это и не удивительно, мужчин, интересующихся историей и другими важными вопросами, всегда было больше чем женщин. Но на исторических факультетах обычно среди студентов доля мужчин и женщин примерно одинаковая. Поэтому будем надеяться, что эти показатели обусловлены летним периодом. У женщин слишком много домашних дел в это время, сборы ягод и т.п. ) И они обязательно подтянутся к нашей аудитории ближе к зиме.
Наша география
Тут график по географии посетителей получился настолько иллюстративным, что публикую сразу его. Как говорится, no comments. Все и так понятно, кому нужна история татар.
Конечно, география канала не ограничивается только Россией, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и Азербайджаном.
Есть еще посетители из таких стран, как Украина, Германия, Беларусь, США, Нидерланды, Турция, Болгария, Эстония, Израиль, Канада, Франция, Великобритания, Молдова, Латвия, Литва, Норвегия, Австрия, Армения, Чехия, Австралия, Грузия, Италия, Финляндия, Южная Корея, Греция...
Проще сказать, каких стран нет, мне кажется ) Перечисляю страны по мере уменьшения количества читателей из этих стран.
Итак, есть еще Польша, Япония, Бельгия, Монголия, Черногория, Швеция, Новая Зеландия, ОАЭ, Вьетнам, Египет, Испания, Тунис, Кипр, Китай, Сербия, Туркменистан, Чили, Ангола, Аргентина, Бангладеш.
В общем, широка планета моя Земля и да здравствуют любители татарской истории по всему свету!
Что самое интересное? Топ-7 статей
Здесь решила выделить самые топовые статьи канала, которые особенно полюбились читателям за этот месяц.
1. Татары-избиратели в 1870 году: найди фамилию своего предка! (более 8,3 тыс.).
2. Как это работает у татар? (более 3,8 тыс.)
3. Великие татары России: астрофизик Рашид Сюняев (более 3, 5 тыс.)
4. Почему татары доверяли своим женам? (более 3, 3 тыс.)
5. Татарин должен быть богатым (более 3 тыс.)
6. Әби-патша Екатерина: что хорошего она сделала для татар? (более 1,9 тыс.)
7. Знаменитые татарские деревни: Кәркәле авылы кайда? (более 1,4 тыс.)
У каждого своя история
По количеству комментариев на 10 июля лидировала статья о богатых татарах. Материальный вопрос мало кого оставил равнодушным. В обсуждении приняли участие не только татары, но и русские, а особенно активными были чуваши.
Некоторые комментарии были написаны даже на чувашском языке. Татарская история не имеет языковых барьеров, это радует.
Читатель Леня Иванов написал, что "татары разные бывают,как и русские. И не все татары мусульмане, есть и атеисты, ориентированные на запад,. и крещеные бывают, бывают и хитрые и честные. Торговать умеют хорошо, но есть и трудяги и спортсмены и врачи и военные,люди разных профессий". Другой комментатор Владимир Оспенников добавил, что "Богатым должен быть тот, кто много работает". Конечно, нужно работать. Жизнь слишком коротка, надо успеть все. Еще один комментатор с не татарской фамилией Симинихин Юрий напомнил нам, что "до революции 1917г. дворниками в Питере и Москве служили исключительно татары, интересно какую они преследовали выгоду".
Московские и питерские татары дореволюционного времени - это отдельная наша национальная гордость, и статьи о них тоже планируются. Следите за нашим каналом, обязательно напишем и о татарских дворниках и о других сынах нашего народа.
Соседям из славного Башкортостана, особенно башкирам, безусловно понравилась статья о Шайхзаде Бабиче и татарских модницах. Статьи о земляках всегда радуют. Многие вспомнили о его шеджере. Действительно, шеджере должно быть у каждого татарина. Знать о предках должен каждый. Печалит только то, что некоторые башкиры забыли о своих красивых башкирских именах. Так среди комментаторов из Башкирии были замечены Мартин Мартин, который писал "автор с какого перепугу он татарский поэт"; Лилия Дорошенко оставившая короткий месседж "Шаихзада Баич никогда не был татаром" . А John Smith предпочел просто скопировать биографию поэта из Википедии. Видимо, на всякий случай.
Хорошо, что встречаются еще приятные нашему тюркскому взору имена, как Ирек Агишев, Камиль И, Валий Якупов, Радик Исламгулов, Айгуль Хужина, Зигат Султанов. Был матур башҡорт исемдәрен күреп бик ҡыуандым. Ҡәҙерле дуҫтар, шулай кереп торығыҙ. Онытмағанығыҙ өсен рәхмәт. Алла бирһә, арҙаҡлы, ысын башҡорт улдары тураһында ла яҙырмын әле.
Потому, что в той дореволюционной истории башкиры и татары очень дружили, помогали друг другу, и мы не должны забывать об этих прекрасных примерах дружбы.
Интересные истории от читателей
Некоторые комментаторы оставляли целые рассказы о нетривиальных случаях из татарской истории. Например, ГабдунНур Камалуддин поведал следующее: "Когда еще был молодым я слышал от одной женщины у которой муж был белорусом интересный рассказ про одного татарина который был старостой в одном из хуторов в Белоруссии во время войны. Он умудрился сохранить это село, тогда как все хутора вокруг были сожжены немцами. Немцы уничтожали все деревни, если обнаруживали что они помогают партизанам..." Продолжение истории можно прочитать под статьей о татарской могиле Юсуфа в немецкой деревне. Тем, кто не дойдет до этой статьи, в качестве спойлера, скажу, что этот татарский староста, несмотря на все запреты немцев, и партизан кормил в течение всей войны, ну и деревню его никто не сжег. Такой вот татарский характер, национальная привычка выживать даже в самых трудных условиях.
Под этой же публикацией мне напомнили о японском музее Татара. В Японии так называют особый меч, бережно хранят технологию изготовления этого татарского оружия.
ron gofman : "Япония турында язсагыз, анда бар музей Татар тимер кыю турында, безнен бабайлал ирэткеннэр японнарны тимер кыярга хэм кылыч ясарга..." Безусловно, и до этой темы мы дойдем со временем.
Если кого-то из читателей забыла упомянуть, гафү итәрсез. Спасибо, что читаете, комментируете, ставите лайки. Это укрепляет нашу веру в то, что история татар нужна всем.
До скорых встреч. Киләсе очрашуларга кадәр.