Найти тему

Современные технологии строительства плавательных бассейнов

Sport Build №1 - февраль 2019
Sport Build №1 - февраль 2019

Бассейны причисляют к категории наиболее технологически сложных спортивных объектов. Более того, зрители не ходят на соревнования по водным видам спорта так же регулярно, как, скажем, на футбол или хоккей. Да и самих соревнований проводится значительно меньше. Именно по этой причине сборно-разборными делают не только зрительские трибуны, но и сами бассейны, периодически транспортируя их из одного города в другой. О состоянии дел в водных видах спорта нам сегодня рассказывает Владимир Сальников – 4-кратный олимпийский чемпион, многократный чемпион и рекордсмен мира, а ныне президент Всероссийской федерации плавания .

Sport Build: Владимир Валерьевич, в своем выступлении на Международном спортивном форуме «Россия – спортивная держава» в Ульяновске Вы упомянули о том, что Россия на сегодняшний день обеспе - чена бассейнами всего на 10%. Насколько это критично для водных видов спорта в стране? Владимир Сальников: 10% – это цифра Министерства спорта, и подоб - ная статистика, естественно, не раду - ет. Скажем, если у вас в потребитель - ской корзине всего 10% от необходи - мого набора товаров, то как к этому можно относиться? Конечно же, бас - сейнов в стране не хватает, а спрос на них большой и должен каким-то обра - зом удовлетворяться. Понятно, что построить бассейн – это далеко не то же самое, что построить площадку для уличных тренажеров. Речь идет о довольно дорогостоящем сооружении, чьи планировочные особенности – особенно касающиеся чаши – должны быть досконально продуманы, т.к. в случае ошибки у региона вряд ли поя - вится шанс построить еще один такой бассейн.

SB: Какие программы строитель - ства бассейнов и технологии сегодня реализуются в России и мире

ВС: Осуществлялись и осущест - вляются разные программы – по линии «Единой России», Минспорта, Газпрома… Тем не менее, иногда про - екты не до конца сбалансированы, тратятся большие деньги. Лично я считаю, что в крупных городах нужны 50-метровые бассейны, а еще лучше – 2 ванны: 50×25 м и 25×33 м – для правильного распределения пото - ков занимающихся. В этом случае основная ванна может быть даже 53 м с двумя перегородками, разделяющи - ми ее на 3 части. Также не помешает и подъемное дно – в развитых стра - нах эта технология уже успешно реа - лизуется, что позволяет максимально расширить спектр услуг.

SB: Именно таким Вам видится идеальный бассейн?

ВС: Да, прежде всего, это 2 бортика, которые раздвигаются и делят бассейн на 3 части. И подъемное дно. Представим себе такую ситуацию: вы пришли в бассейн, в котором трениру - ются пловцы в 25-метровой попереч - ной части (обычно, это 6-8 дорожек), одновременно проходит тренировка по водному поло, а третья часть пред - назначена для детей или групп посети - телей с ограниченной подвижностью, для которых дно поднимается на уро - вень 1 метра. Это и есть 3 группы, которые в обычном бассейне не совме - стимы. Подъемное дно интересно и еще по одной причине: если его поста - вить на отметку «0», то это дает воз - можность разместить дополнительные трибуны на 500-800 мест.

SB: Две чаши бассейнов были установлены во время ЧМ-2015 FINA непосредственно на футболь - ной «Казань Арене». Это – россий - ское ноу-хау?

ВС: Просто бассейн, который строился к Универсиаде-2013, не подошел по своим параметрам для чемпионата мира FINA. В результате и было принято решение возвести его на футбольной арене. Это говорит о том, что для исключительного меро - приятия строить бассейн заранее бес - смысленно, поскольку меняются тре - бования FINA. Когда речь идет о том, чтобы построить 15-тысячные трибу - ны, то во второй раз они уже могут не понадобиться. На уровне FINA или Олимпийских игр это решается довольно просто: на время проведения турнира выбирается площадка, на которую ставится временный бассейн – внутри стадиона, универсального спортивного или даже концертного зала. После турнира площадка демонтируется и увозится. Нет смысла строить бассейны на 10 000 зрителей – после турнира ни одно мероприятие не соберет там много народа. Примеры Лондона и Мельбурна это доказывают: бассейны были изначально спроектированы так, что после окончания Олимпийских игр большая часть трибун просто снималась. Обычно зрителей разделяют по секторам так, чтобы публика не смешивалась с журналистами и телевизионщиками. Также должна быть трибуна, отделяющая тренировочный бассейн от демонстрационного. Чемпионаты России у нас регулярно собирают под 1 000 участников. Это не самые большие цифры по сравнению с внутренними чемпионатами Австралии или США – там они собирают в разы больше участников. А это уже предполагает наличие второй ванны, поскольку в одном 50-метровом бассейне дать возможность спортсменам эффективно разминаться и затем выступать попросту невозможно. Поэтому идеальная конструкция бассейна предполагает наличие второй ванны – именно так у нас устроен спорткомплекс «Олимпийский», а во Дворце водных видов спорта в Казани даже 3 ванны! Таковы стандарты бассейнов для крупнейших соревнований. Но Россия сегодня не в состоянии построить 500 таких бассейнов сразу. На мой взгляд, оптимальное сочетание – это 25-метровые бассейны для «тренировок в короткой воде» плюс 50-метровый формат «длинной воды» различной модификации на 10 дорожек. Перегородка разделяет на 2 части бассейн, оставляя 25-метровый полноценный формат. Именно такая конфигурация позволяет проводить зимние чемпионаты России в трех городах: Казани, Санкт-Петербурге и Москве (к сожалению, с закрытием «Олимпийского» Москву мы потеряем). Дополнительная ванна 25×33 м в сочетании с бассейном делается глубокой – 6 м, поэтому там с успехом могут тренироваться и выступать представители синхронного плавания, прыгуны в воду и ватерполисты. Именно такое сочетание мне кажется оптимальным для развития водных видов спорта.

SB: Насколько в последние годы изменилась система водоподготовки?

ВС: Здесь прогресс очевиден. Прошли времена, когда после тренировок пловцы выходили из бассейна и видели причудливые разводы вместо ламп на фонарях из-за большого количества хлора в воде. Пловца в былые времена можно было узнать издалека: это обесцвеченные волосы и насквозь пропитанная хлором кожа. Современные технологии минимизируют состав хлора, а различные комбинации ультрафиолета и озонирования нравятся людям значительно больше. Кстати, в одной из африканских стран меня поразил процесс водоподготовки бассейна. На берегу в скале вырубается чаша, в которую с приливом вода заходит, а с отливом – уходит. Таким образом, во время прилива люди тренируются в чистой воде. И никаких очистных сооружений!

SB: Каков оптимальный температурный режим бассейна?

ВС: Стандартная температура воды в российских бассейнах составляет +27°С. Если речь идет о спортивных тренировках, повышение температуры даже на 0,1°С ощущается довольно заметно – в этом случае увеличивается нагрузка на сердце. А если температура будет ниже на 0,1°С, то мышцы теряют эластичность, и спортсмену элементарно требуется время для разогрева. Стартовая температура на Олимпиадах – около 24-25°С. Но когда начинается разминка, то человеческие тела обогревают ее до 26°С. И это тоже необходимо учитывать. Синхронисткам необходима вода +29°С, прыгунам в воду – тоже под 30°С. Все зависит от специфики нагрузки. Если сегодня ты тренируешься при 27°С, а на следующий день – при 30°С, это – очень серьезный удар по организму.

SB: Насколько разнообразны требования к конструкции бассейнов?

ВС: Возьмем те же стартовые тумбочки, без которых бассейн нельзя считать спортивным. Причин для этого несколько: либо проектировщик что-то недоделал, либо его изначально попросили о том, чтобы спорта там не было в принципе – только любители. По этой же причине строят бассейны нестандартной длины – 23,5 м, 24,5 м и т.д. Проводить там трени - ровки и соревнования проблематич - но. По правилам FINA, минимальная глубина бассейна от 1 м и до 1,35 м со стороны старта, однако на практике в современных бассейнах глубина все же больше – от 1,8 м до 2,3 м . Если объект ориентирован на спортивную тему, то при большом объеме воды и глубине, волна во время соревнова - ний пловцов «гасится» – заставить ее двигаться практически невозможно. Если же соревнования проходят в мелком бассейне, то в бассейне разы - грывается настоящая буря и вода может выплескиваться за борт. Например. Заплыв на 50 м – где ско - рость пловца достигает 8 км/ч. Соответственно, если 8 спортсменов одновременно стартуют, то создают очень большую волну – их будет «штормить». Для фитнеса и любитель - ского плавания это не так критично, поскольку скорости там значительно ниже. Важная составляющая – ширина дорожек. Стандарт FINA – 2,5 м. Важна и сама конструкция ванны. Строители до сих пор не отказались от традиционного бетона, но при этом существуют также технологии сборных и сварных бассейнов, кон - струкций из анодированной стали. Иногда просто ставят опорные карка - сы, внутрь которых вставляют ПВХ в виде мешка, который расправляется под напором воды. Получаются гото - вые бассейны форматом 12×25 м, которые собираются за считанные часы, а все оборудование по водоо - чистке устанавливается снаружи. Аналогичным образом такие бассей - ны разбираются и транспортируются в другое место. Кстати, именно такой тип бассейна устанавливался на Красной площади на День города – для катания на водных лыжах.

SB: В чем сегодня заключаются основные цели Федерации плавания?

ВС: Мы максимально способству - ем строительству именно стандарт - ных бассейнов, которые продуманы не только для спортивного плавания, но также предоставляют широкий диапазон услуг населению. К примеру, вы построили за 200-300 млн рублей шикарный 25-метровый бассейн из мрамора, но предусмотрели в нем всего 3 дорожки. Смысл в таком соо - ружении? Вы получите в лучшем слу - чае 100 посетителей. А как при этом содержать все здание, технические помещения и оборудование? Люди приходят не в музей – они приходят плавать! Поэтому тратить деньги надо с умом. Оболочка здания может выглядеть достойно, но не более того. Диапазон стоимости бассейна доволь - но широк. Например, усилиями нашей Федерации и, в первую оче - редь, первого вице-президента Всероссийской федерации плавания, президента Федерации плавания Волгоградской области Виктора Борисовича Авдиенко нам удалось побить «мировой рекорд», построив в Волгограде крытый 50-метровый бас - сейн со съемной (на лето) крышей всего за 170 млн рублей! Но там он лично покупал каждый гвоздь и каж - дую плитку с целью минимизировать стоимость строительства без потери качества. В итоге комплекс объединя - ет 4 бассейна: 50-метровый откры - тый, 50-метровый закрытый, 25×30 м открытый и детский закрытый «лягу - шатник». На этом объекте максимально представлен весь комплекс услуг – от занятий с малышами до трениро - вок спортсменов высшего спортивно - го мастерства.

SB: Каковы средние сроки окупае - мости бассейна?

ВС: Прежде всего, бассейн не дол - жен простаивать. Эксплуатирующая бассейн компания должна быть наце - лена на то, чтобы действительно пре - доставить максимально полный спектр услуг населению. Экономика бассейна достаточно сложна – билеты и абонементы не способны обеспечить окупаемость объекта. Возможно, на мировых первенствах ситуация выгля - дит чуть лучше, но обычно речь идет о чисто символических средствах, кото - рыми невозможно погасить серьезные затраты. Наши бассейны в подавляю - щем большинстве финансируются из бюджета. Содержание одного бассейна с двумя ванными и дорожками на 25 м и 50 м могут обходиться в 120-150 млн рублей в год. Иными словами, это та сумма, за которую можно построить новый бассейн!

SB: Насколько популярно плава - ние в России и мире?

ВС: По оценкам, последний чем - пионат мира по плаванию в Китае собрал аудиторию больше, чем все проходящие в это время футболь - ные матчи. Не так давно в Москве был проведен опрос населения, и большинство родителей изъявили желание отдать своих детей именно в секцию плавания. Можно вспом - нить и опыт древних греков, где наряду с всеобщей грамотностью умение плавать считалось обяза - тельным. В настоящее время мы совместно с Министерством просвещения разра - батываем концепцию под названием «Всеобуч по плаванию». Мы хотим, чтобы в начальных классах каждый российский ребенок приобрел навы - ки плавания. В Ростовской области и Татарстане этот процесс уже идет – причем, очень успешно. Программа «Всеобуч» призвана обобщить весь опыт, накопленный в нашей стране и за рубежом, с целью выработки стра - тегического направления. Мы полу - чили одобрение Общественной пала - ты РФ и готовы запустить проект уже в 2019 году при поддержке FINA, которая во всем мире реализует про - грамму – «Плавание для всех, плава - ние на всю жизнь»