Найти тему

Предназначение аэродинамических отверстий на каске авиационного шлема

Наблюдательные любители авиации наверняка обращали внимание на пять отверстий с металлическими люверсами на каске отечественного защитного авиационного шлема ЗШ-7, которые так органично вписались в общую конструкцию шлема, подробно о которой можно узнать из отдельной статьи.

Авиационный шлем ЗШ-7 с одним из вариантов нашлемной системы целииндикации.
Авиационный шлем ЗШ-7 с одним из вариантов нашлемной системы целииндикации.

Бытует ошибочное мнение, что это вентиляционные отверстия, но на самом деле, это не совсем так:

Внутри авиационного шлема находится слой пенопласта, выполняющего роль демпфера, который защищает голову во время удара, там же спрятан щиток светофильтра. Возможность вентиляции в таком случае крайне ограниченна и ее целесообразность можно поставить под вопрос.

Аэродинамические отверстия необходимы при катапультировании на больших скоростях.

При выходе кресла, летчик сталкивается с огромным скоростным потоком воздушной массы, сила которого зависит не только от скорости ЛА (которая может бытьболее тысячи километров в час), но и высоты, на которой происходит покидание самолета (в более нижних слоях атмосферы плотность воздуха выше, чем в стратосфере).

От негативного воздействия воздушного потока, летчика защищает ряд решений, среди которых автоматически опускающийся светофильтр, дополнительно прикрывающая лицо кислородная маска и выскакивающие дефлектор и ограничители рук в катапультном кресле.

Но первый «удар» на себя принимает голова. Плотный поток, проникая в подкасочное пространство, может создать пневматический удар или эффект зонтика на ветру, когда он неожиданно вырывается из рук.

В отличии от зонтика, пристегнутая каска никуда с головы не слетит, но словив случайно воздушный поток, подобно вывернутому на изнанку зонтику, шлем может рывком потянуть за собой голову пилота, а это в свою очередь, может привести к достаточно тяжелым травмам шеи и головы.

Отверстия в шлеме позволяют случайно попавшему под него плотному потоку воздуха выйти наружу и тем самым, существенно снизить ветровую нагрузку, благодаря чему снижается вероятность дополнительных травм шеи и головы.

В отечественной авиации, эти отверстия были далеко не на всех типах ЗШ.

В первые, они появились на ЗШ-3

-2

пропали на ЗШ-5, вновь появились на ЗШ-7, после чего снова пропали уже на ЗШ-10.

Из зарубежных аналогов, они присутствуют на французском Gueneau-459

Французский авиационный лем Gueneau.
Французский авиационный лем Gueneau.

Помимо аэродинамических отверстий, существует множество других оригинальных способов защиты головы летчика во время катапультирования, один из которых защитная шторка, защищающая голову от встречного потока, но это уже совсем другая история.