Найти в Дзене
Писака

Дополнение о книжных героях

Многие современные писатели рекомендуют не описывать чувства героя и его взгляды, а вместо этого писать об их поступках и поведении. И я с этим согласен.
Например, можно написать так: "Наташа была вне себя от горя. Ей казалось, что всё лишено смысла; что всё внутри опустело и покинуло её, а душа, словно что-то живое и слизкое , из плоти и крови, зашевелилась в груди, ёрничая и сжимаясь в болезненных спазмах." Или более утрированный пример: "Кириллу было больно. Он страдал."
Недостаток подобного приема заключается в том, что он ставит границы в чувствах.

Слова всегда ставят границы мысли.
Хоть вы и писатель и способны испытывать чувства глубже и более полно - это не значит, что не найдется читатель, который способен прочувствовать это ещё глубже и сильнее. У каждого человека свой спектр и уровень эмоционального восприятия. Если читатель может чувствовать сильнее, не ставьте границы. Вы можете написать: "ему было ТАК больно, словно его переехала машина". А читатель, у которого был такой эмоциональный опыт с "поездом", прочтет и такой: "П-хе. Ну, ладно. Бывает".
Поэтому рекомендуется описывать поведение героя, его действия. А читатель, анализируя его поступки, в силу своего воображения уже сам додумает и представит, что чувствовал герой и как сильно.
Например: "Прошло два года, как они расстались. А, проезжая мимо остановки, на которой она всегда ждёт автобус, он всё время ищет её взглядом."
"Каждую ночь он лежит и смотрит в потолок, а ушные раковины заполняются слезами."
"Прошел месяц, как он похоронил отца, но каждый вечер он звонит ему, зная, что никто не ответит."