Наверное, все, кому посчастливилось побывать на Центральном аэровокзале в Москве, запомнили многочисленные модели самолётов, выставленные там. Вокзал давно ликвидирован, в 2017 году даже здание снесли. А какова судьба моделей? Отправились ли они на помойку или же уцелели где-нибудь?
В 1969 году в соответствии с приказом Министра гражданской авиации в зале Московского аэровокзала была развёрнута выставка – экспозиция по истории развития гражданской авиации. Её первым начальником и экскурсоводом был Ф.В. Чупраков.
Экспозиция хорошо выполненных макетов воздушных лайнеров и наземной техники гражданской авиации, содержательные материалы красочно оформленных стендов и витрин, представленные плакаты и брошюры, буклеты ‒ доходчиво рассказывали о достижениях воздушного транспорта нашей страны. Там же были красиво оформленные фотографии самолетов Аэрофлота.
Достаточно места занимали материалы о лучших авиаспециалистах, о развитии внутренних и международных авиалиний, о делах малой авиации, об учебных заведениях Аэрофлота, о коллективах авиапредприятий Московского авиаузла. Эту выставку с интересом посещали все, кто бывал в аэровокзале.
По всему операционному залу Московского аэровокзала были установлены макеты самолётов и вертолётов, эксплуатировавшихся тогда в Аэрофлоте. Некоторые висели под потолком.
Часть макетов представляла собой фюзеляж без крыла, но с прозрачной обшивкой с одного борта, сквозь которую можно было рассмотреть внутреннее строение самолётов. Для некоторых пассажиров они выполняли роль схемы салона. Перед покупкой билета можно было подойти и, познакомившись с расположением кресел на воздушном судне, выбрать себе наиболее удобное.
В 1987 году начальник Головного музея истории Гражданской авиации А.П. Гуркин убедил руководство аэровокзала передать коллекцию макетов в ульяновский музей. Благодаря этому хрупкие модели сохранились до наших дней и пережили само здание аэровокзала, снесённое в 2017 году.
Сегодня в административном здании ульяновского музея, у касс, можно увидеть модели Ту-104, Ил-18, Ан-24, Як-42, Ми-6 и маленькие Ту-154 и Ил-86.
Рассмотрим макеты поподробнее. Вот самолёт Ту-104.
Буфет за кабиной пилотов.
Салон, в котором даже есть столы с настольными лампами.
Хвостовой гардероб и туалеты.
Самолёт Ил-18 с вымышленным номером СССР-77411.
Кабина.
Передний салон, в котором не хватает перегородок. По компоновке это модификация «В» или «Д».
Хвостовой салон, гардероб и туалет.
Ан-24Б без номера.
Его салон.
Багажник и туалет в хвосте.
Самолёт Як-42 СССР-42313.
Его кабина.
Як-42 ‒ один из немногих тут с реальным бортовым номером. Этот самолёт выпущен в 1980 году. Служил эталоном по доработке замены руля высоты с сотовым наполнителем на руль клёпаной конструкции. Списан в 2003 году, распилен спустя пять лет в Быково.
Самый необычный макет ‒ пассажирский вертолёт Ми-6П СССР-07185.
Находясь в здании аэровокзала, в 1974 году он попал в фильм «Вылет задерживается».
Кроме макетов в здании ульяновского музея можно встретить вот такие произведения советского искусства.
Сохранились ещё макеты Ту-114 и Ил-62 из аэровокзала, которые установлены в музее самого УВАУ ГА.
Также несколько моделей из аэровокзала или с заводов можно увидеть в Центральном доме авиации и космонавтики, который находится в 600 метрах от бывшего аэровокзала.
В ЦДАиК в разное время находились макеты Ил-18 и Ил-62.