Найти в Дзене
Все о грузовиках – Trucksplanet

Из автобуса в рефрижератор и... обратно в автобус. Удивительный БакАЗ-3219 из Азербайджана

Вчера я наткнулся на довольно любопытные фотографии старенького автобуса, здорово напоминающего ПАЗ-672, но между тем выглядящего очень странно.

К моему стыду оказалось, что я вижу такое впервые и даже не знал о его существовании. А между тем - перед нами очень редкий и очень интересный автобус!

Конкретно этот экземпляр сейчас продаётся в городе Саатлы, в 180 км от Баку, Азербайджан. Цена смешная - 3500 азербайджанских манат, что в переводе на нашу валюту составит чуть больше 145 тысяч рублей.

В объявлении он указан как ПАЗ-32054 1993 года выпуска, но совершенно очевидно, что называется автобус не так.

На самом деле перед нами БакАЗ-3219, но у него действительно много общего с ПАЗом. Сейчас расскажу.

-2

В 1977 году на заводе ПАЗ разработали ПАЗ-3472 - рефрижератор для перевозки скоропортящихся продуктов на базе пассажирского автобуса ПАЗ-672.

На ПАЗе выпустили небольшую партию (не больше 1000 штук), после чего в 1979 году производство полностью передали на Бакинский завод специальных автомобилей, образованный в 1978 году из Бакинского завода автозапчастей.

На БакАЗе выпуск рефрижераторов продолжался до начала 90-х годов. А после прекращения производства рефрижераторов, из машинокомплектов, оставшихся на заводе была собрана партия пассажирских автобусов БакАЗ-3219. Тех самых, что вы видите на фотографиях!

-3

Причем делали автобусы прямо из кузовов, предназначенных для изготовления рефрижераторов. Холодильная установка удалялась, а в бортах прорезали окна и двери и устанавливали пассажирские кресла.

Компоновка пассажирских БакАЗов-3219 была аналогична самым первым ПАЗ-3205. Они имели одну дверь ширмового типа за передними колесными арками (интересно, что она была несимметричная), а также одну распашную аварийную дверь сзади.

БакАЗ-3219 для перевозки раненых. Партия таких автобусов была отправлена в Карабах.
БакАЗ-3219 для перевозки раненых. Партия таких автобусов была отправлена в Карабах.

Первые версии автобусов имели крышу переменной высоты, снижающуюся к лобовому стеклу. Как у рефрижераторов.

Впоследствии переднюю часть крыши изменили, сделав её ровной и разместив над лобовым стеклом окошки маршрутоуказателя. Таким образом степень унификации с рефрижератором снизили.

-5

Еще одна интересная особенность заключалась в оформлении передней части.

БакАЗ-3219 оригинальные решетки с горизонтальными прорезями по углам кузова и большую прямоугольную решетку на поднимающимся капоте.

Бампер стал шире и на него переехала вся светотехника, включая фары, подфарники и указатели поворотов.

-6

Некоторое количество этих автобусов до сих пор на ходу. Кроме самого Азербайджана их можно встретить в Алтайском крае. Естественно, они не работают на маршрутах, а возят сотрудников завода или строителей.