Количество совершаемых дорожно-транспортных преступлений в современной России продолжает оставаться на значительном уровне, не смотря на то, что государством принимается комплекс различных мероприятий, направленный на их снижение. Так, в настоящее время реализуется второй этап (2013-2020 годы), разработанной Правительством РФ федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения, первый этап которой (2006-2012 годы) уже прошел. Однако статистические данные свидетельствуют о значительном числе таких преступлений, в 2014 году их было зарегистрировано 28305 (ст.ст. 264, 266, 267, 268 УК РФ).
При этом одним из неблагоприятных последствий дорожно-транспортных преступлений и происшествий (далее по тексту ДТП), является оставление в опасности пострадавших, водителями, которые явились участниками происшествия и имели обязанность на основании требований п. 2.5 Правил дорожного движения РФ по принятию мер для оказания первой помощи пострадавшим.
Например, только в Приморском крае регистрируется в среднем от 550 до 800 случаев оставления в опасности пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях[4]. Поэтому вопросы расследования указанных нами преступлений имеют постоянную актуальность и необходимость их освещения в юридической литературе.
Одним из первоначальных следственных действий, позволяющим получить информацию о событии совершенного деяния для дальнейшего решения вопроса о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, является осмотр места происшествия.
Как правильно заметили Р. Байэтт и Р. Уоттс, после любого происшествия остаются вещественные доказательства в виде повреждений транспортного средства и следов, ведущих к месту ДТП или окружающих его. Осмотр целесообразно проводить даже в случае отсутствия на месте происшествия потерпевшего или следов ДТП, когда, например, прошло значительное время после его совершения.
По справедливому мнению Р.С. Белкина, «осмотр места происшествия выступает как средство получения именно поисковой и в целом первоначальной информации, источниками которой служат как обстановка места происшествия, так и конкретные её элементы – носители такой информации».
Благодаря самой обстановке, которая будет зафиксирована в протоколе осмотра, можно впоследствии сделать обоснованный вывод о наличии или отсутствии обстоятельств, подлежащих доказыванию. Кроме того, как правильно замечено криминалистами «нельзя знать заранее, что можно обнаружить на месте ДТП. Даже само ориентирование в конкретных условиях дороги дает много ценного для избрания направлений расследования…».
Осмотр места происшествия по данным преступлениям должен производить следователь, по возможности тот, кто занимается расследованием дорожно-транспортных преступлений. Ему будет значительно легче, чем другим, найти и зафиксировать необходимые для дальнейшего доказывания следы.
Перед выездом на место происшествия следователю необходимо получить первоначальную информацию от дежурного по органу внутренних дел или ГИБДД о том, какое ДТП произошло, как организована охрана места происшествия, о количестве пострадавших. Указанная информация поможет ему наметить первоначальный план действий при осмотре места происшествия и выбрать в состав следственно-оперативной группы тех лиц, кто окажет ему в этом содействие.
Дежурному необходимо выяснить у заявителя по возможности более точно: где и когда произошло ДТП и последующее оставление в опасности, его характер; сколько пострадавших, оказана ли им медицинская помощь, куда они направлены, кем; какие транспортные средства участвовали в происшествии, их номерные знаки и т.д.
У заявителя устанавливаются обстоятельства оставления в опасности, куда скрылся водитель, вместе с транспортным средством или бросил его на месте ДТП, приметы водителя, особенности скрывшегося транспортного средства (модель, цвет, государственный регистрационный знак, особые приметы, видимые повреждения).
Выясняются также данные о заявителе (Ф.И.О., телефон, домашний адрес), его местонахождение; данные очевидцев происшествия. При наличии пострадавших, если медицинская помощь не была оказана, дежурный вызывает скорую помощь, отдает распоряжения об охране места происшествия ближайшим к месту происшествия постовым и патрульным полицейским, участковым уполномоченным полиции или направляет на место своего помощника.
В том случае, когда потерпевший помещен в медицинское учреждение в состоянии, когда может дать показания, дежурный направляет к нему сотрудника полиции для уточнения обстоятельств происшествия, обеспечивая при этом устойчивую связь с ним.
До приезда следователя на место происшествия должны прибыть вызванные дежурным сотрудники ГИБДД, они оказывают помощь пострадавшим, охраняют место происшествия, организуют объезд транспортных средств, чтобы не создавался дорожный затор. Сотрудники ГИБДД принимают меры к сохранности следов. Они же выясняют данные об участниках происшествия, устанавливают очевидцев, записывая их фамилии, имя, отчество, адрес места жительства, организуют преследование скрывшегося преступника. Далее следователю уже самому необходимо будет организовывать проверочные мероприятия.
Если данная тема вам интересна, читайте продолжение на сайте "Независимый советник".
Кстати, в библиотеке нашего сайта имеется множество книг и справочников, содержащих советы юристов по различным отраслям права, которые можно скачать бесплатно.
Чтобы читать новые публикации, обязательно ставьте лайки, делитесь материалами и подписывайтесь на канал. Наша задача - делиться с вами только полезной информацией.
А если нужна бесплатная консультация или совет юриста, переходите по этой ссылке.