Сегодня сказ пойдёт о Сущевской полицейской части, что близ метро Новослободская.
После Московского пожара 1812 года и разгрома Наполеона, городские власти выкупили участок земли на Селезневской улице у несчастного погорельца, помещика Киселёва. Здесь планировалось создать полицейское управление района и пожарное депо. Усадебный дом был перестроен по проекту архитектора Быковскрго и увенчан каланчой, а рядом в виде флигелей были выстроены арестантская и здания пожарной и полицейской службы. Дозорный на каланче высматривал пожары, а на мачте поднимали, в зависимости от времени суток, шары или фонари для обозначения места и категории возгорания.
Странное дело, но у пожарных была ещё одна обязанность. По ночам на заднем дворе они жгли запрещённые цензурой книги. В стенах Сущёвки, в частности, был предан огню весь тираж книги знаменитого москвоведа Гиляровского "Трущобные люди".
Про местных лихих пожарных сохранилась забавная история. Дело в том, что в старину огнеборцы подчинялись городскому обер- полицмейстеру. Как - то раз при постановке спектакля "Хижина дяди Тома" театралы позаимствовали у полисмейстера Арапова пожарный расчет для массовки. Пожарных нарядили в полосатые костюмы, загримировали под негров. Но вдруг в середине спектакля поступил сигнал о возгорании, и весь расчёт по команде брандмейстера сорвался на тушение. Прямо в гриме и костюмах.
Следующим утром в городе живо обсуждали приближающийся конец света: ещё бы, среди ночи по Москве на дребезжащих повозках промчались черти, дудя в медные трубы!
В стенах Сущёвской полицейской части разыгрался и русский вариант истории о графе Монте Кристо. В газетах сообщали: " в Сущёвском полицейском доме трое арестантов, крестьяне Алексей Румянцев, Константин Монахов и Василий Светцов, взломав пол в чулане, спустились через проделанное ими отверстие в выгребную яму, откуда выбрались во двор и скрылись".
В 1898 году, в довесок к пожарке и полиции, тут был открыт один из двух первых в Москве пунктов скорой помощи.
Сущевская полицейская часть прославилась ещё и тем, что здесь по подозрению в организации побега политических заключённых чалился В. Маяковский.
«Дорогая Люда… Сижу опять в Сущёвке, в камере нас три человека, кормят очень хорошо» - писал поэт сестре в 1909 году.
Первый штраф за нарушение правил парковки был, кстати, выписан тоже здесь - более века назад. В 1911 году околоточный Быков оштрафовал купца Алексеева за то, что тот припарковал свою шайтан - арбу марки "Benz" прямо возле выхода из церкви, перегородив прихожанам дорогу. С тех пор ничего не изменилось, как ставили машины в раскоряку на проходе, так и продолжают.
В наше время полицейская часть со всеми флигелями была отреставрирована, и теперь здесь расположен Центральный музей МВД. К сожалению, доступ туда далеко не свободный, а только в составе организованных групп по предварительной записи. Охранители берегут свои тайны.
Зато у фасада имеется превосходный скверик с лавочками.