Найти тему
Шкатулка с историями

Истинный виновник бед самой неудачливой английской королевы

«Я считаю королеву очень доброй и живой. Но у нее отсутствует жизненный опыт, не говоря уже об опыте управления государством. Скажу вам откровенно: если только Бог ее не защитит, она всегда будет обманута и введена в заблуждение — либо французами, либо собственными подданными. Дело кончится тем, что ее отравят или устранят еще каким-нибудь способом».

Симон Ренар, неосторожно оборонивший данные слова в частной переписке, конечно, не подозревал, какое влияние они окажут на деловую репутацию его подопечной - "Кровавой Мэри" Тюдор, первой и самой неудачливой английской королевы. Единственной, кому на родине не возвигнуто ни одного памятника.

 Симон Ренар
Симон Ренар

По иронии судьбы, Мария не умерла от удара кинжала, нанесенного собственным подданным, да и козням французов успешно противостояла, а вот теми, кому доверяла, была таки введена в заблуждение и обманута. И речь прежде всего о самом Симоне Ренаре, посланнике императора Карла 5 - кузена и единственного "защитника" Марии Тюдор. Конечно, в годы, когда родной отец, король Генрих 8, объявил Марию бастардом и заставлял прислуживать "законной" дочери от Анны Болейн, император ничем особенным кузине не помог... но видимо ее грела сама мысль, что где-то там за Ла-Маншем есть Большой брат, который защитит. Поэтому в более счастливые годы, когда сама Мария стала королевой, посланник императора оказался у нее на особом счету.

Ренар вешает королеве лапшу на уши
Ренар вешает королеве лапшу на уши

И Симон Ренар оправдал оказанное ему высокое доверие... оправдал, разумеется, в части эффективной работы на своего работодателя, императора. Потому что какой бы Мария ни была милой и дружелюбной - для властителя другого государства ее расположение было прежде всего ресурсом, который нужно было использовать. Ведь в политике нет места чувствам.

Сам Симон Ренар в политической науке прошел отличную выучку и излишней сентиментальностью не страдал. Настаивать на казни Джейн Грей - невинной пешки в игре опытных интриганов? Легко!

Казнь Джейн Грей
Казнь Джейн Грей

Лить в уши королевы яд против родной сестры Елизаветы ? Да вообще не проблема!

Внушать Марии мысли о счастливом замужестве с Филиппом Испанским, одиннадцатью годами ее младше? Ну очевидно, Ренар был из породы людей, что без зазрения совести втюхивают пенсионеркам чудо-средства от всех болезней. Продавать всякое барахло - тоже нужен талант и знание человеческой психологии, и Ренар успешно внушил "пенсионерке" Марии мысль, что без Филиппа ей жизнь не жизнь, и королева влюбилась в сына императора, как кошка, даже ни разу его не повстречав.

Филипп 2
Филипп 2

Но когда Филипп явился в Англию, сработало правило "ожидание- реальность."

Суровая реальность вмешалась в жизнь прежде всего самого Ренара. Ведь за успешно обтяпанное дело с испанским браком, он ожидал от начальства всяких милостей и плюшек. Но вот беда... самому Филиппу дело не показалось таким уж удачным. Во-первых, ему не нравилась перезрелая старая дева, на которой его заставили жениться. Во-вторых, он ожидал, что власть над Англией ему подарят на блюдечке с голубой каемочкой... а оказалось, что нужно еще поработать. Во всех смыслах. В-третьих, наверно, самый важный аспект - подводные течения и внутрипартийная борьба при дворе самого императора.

Карл 5 уже долгое время жил в Северной Европе - Нидерландах и Германии, и соответственно чиновники родом именно из этих регионов имели в тот момент самый большой вес. А главным среди них считался сын покойного министра императора Николя Гранвелля, Антуан Гранвелль, епископ Арраса. Еще в детстве игравший с секретными документами, Гранвелль впитал вкус к политике, можно сказать, с молоком матери, и у императора Карла был на хорошем счету. Настолько хорошем, что когда императора накрыла депрессия и захватили мысли об отречении, именно Гранвелль и сестра Карла Мария Венгерская, по сути правили вместо него.

Антуан Гранвелль
Антуан Гранвелль

Принц Филипп уже давно жаждал забрать у папаши скипетр, и, разумеется, не очень-то хотел "донашивать" его старых министров и фаворитов. Тем более что и по темпераменту они с епископом Арраса не сошлись - тихоню Филиппа хамоватый Гранвелль, который по любому поводу орал как потерпевший, как-то подавлял.

А Симон Ренар был университетским приятелем и протеже Гранвелля, и своей дипломатической карьерой был обязан именно ему. И потому первой мишенью во поковерной борьбе стал именно он.

"Посол далек от того, чтобы успешно вести здесь дела, он все оставляет в беспорядке... но я виню не его, а скорее человека, назначившего на эту должность столь мало подходящего кандидата , вместо того чтобы послать сюда испанца..." - из письма фаворита Филиппа, Руя Гомеса
Руй Гомес
Руй Гомес

Так что Ренар, еще буквально недавно считавшийся молодым гением дипломатии, вдруг превратился в НЕКОМПЕТЕНТНОГО выдвиженца еще более некомпетентного министра. При этом он должен был продолжать свою работу, наставлять Филиппа , как правильно общаться с англичанами, сглаживать конфликты между английскими и испанскими придворными и утешать королеву, обескураженную холодностью молодого мужа. В-общем, вертеться как поросенок на вертеле.

От такой неблагодарной работы Ренар несколько погрустнел и попросил отозвать его из Англии. Император, не очень-то доверявший слухам о внезапно обретенной мудрости и галантности Филиппа, отказал. Сиди мол и присматривай за моим сыном. А то наломает дров... как всегда.

Английский брак, как известно, закончился фарсом с лже-беременностью королевы, и разгневанный Филипп в своем унижении винил того, кто этот брак организовал, Симона Ренара.

Случай поквитаться с ненавистным послом представился, когда Ренар, уже во Франции, стал фигурантом скандала с украденными шифрами... Филипп оказался не из тех, кто прощает оплошности - Ренар был особо не виноват, но все же с треском вылетел со службы.

Епископ Арраса его не защитил. Но Гранвеллю и самому приходилось не сладко - Филипп не взял его в Испанию, оставив своей сестре Маргарите, правительнице Нидерландов, в качестве советника. Что в-общем-то свидетельствовало об опале. Кроме того Гранвеллю пришлось проводить самые непопулярные указания короля, вызывавшие всеобщую ненависть.

Ренар, маявшийся от безделья и от обиды за свою резко закончившеюся карьеру, в утоплении своего бывшего друга принимал самое активное участие - именно он был автором многочисленных памфлетов, высмеивающих высокомерного министра.

Филипп пошел на поводу у знати и убрал Гранвелля с поста. Ренар торжествовал.

Но не долго. Вскоре началась Нидерландская революцию, Филипп прислал герцога Альбу с войском, головы полетели направо и налево... Ренар внезапно понял, что увольнением он еще легко отделался, и сразу присмирел. Умер он тихо-мирно в 1573 году.

Такая вот история - умного и талантливого, но не слишком морально чистоплотного дипломата.

Советы по охмурению королевы Симона Ренара принцу Филиппу.

Как Филипп заставлял РЕВНОВАТЬ Марию Кровавую