Найти тему
Киберпоп ТВ

Всеярусийское обнуление. О духовном и проблемах РПЦ

(Стрим от 30 июня 2020). Часть 3

Часть 1, Часть 2

Может ли Всевышний Бог влиять на церковную жизнь на земле?

Может. Он всё может. Другое дело хочет ли? Не знаю.

Болели ли животные до грехопадения?

Я поясню в чем суть вопроса. Есть духовный мир: Бог, Ангелы, всё святое, нематериальное (хотя Ангелы чуть-чуть материальны, а абсолютно духовен только Бог). И есть материальный мир. Люди ― это венец творения, самое главное: связь материального мира и духовного. Связующее звено — человек — сотворен по Образу Божию. И когда человек отпал от Бога, то и весь мир отпал, в мир вошли смерть, разделение, всё ужасное, плохое: болезни, страдания. Поэтому возник вопрос: а болели ли животные до грехопадения? По идее, смерти не было, и болезней, в теории, тоже не должно было быть. Я думаю, что, наверное, болели, и умирали, и ели друг друга. Хотя, не знаю. Это мои предположения.

Головин правильные вещи говорит, и люди идут за ним...

Какие-то люди идут, какие-то нет. Большинству, вообще, наплевать. И не все верующие идут. Я не согласен, что Головин правильные вещи говорит, я с ним во многом не согласен.

Вам не кажется, что Церковь приобретает сектантский вид?

Вы очень хорошо думаете про Церковь, она уже давно приобрела сектантский вид. С точки зрения большинства людей так и есть. Единственное, что в Церкви несектантского это то, что Вы пришли в храм и ушли, Вас никто не будет там удерживать. Вас никто не схватит за одежду и не скажет: «Ой, ты моя хорошая! Куда же ты пошла? Ты там пропадешь, погибнешь!». Вы пришли в храм, помолились и ушли. Это хорошо, это правильно. Это здоровая ситуация. А внутри давно всё выглядит как секта. И те, кто часто ходят в храмы (не все), потихонечку становятся такими же агрессивными, как последователи о. Сергия Романова. Вот она, натуральная секта!

Сейчас у Дворкина спрашивают по поводу Сергия Романова. И он отвечает: «Да, там усматриваются элементы секты». Усматриваются! А куда раньше-то «усматривали»? Вы что, этого раньше не видели? Никому никакого дела нет. На все закрывали глаза. Главное, что кому-то это нравится: он проповедует, люди тянутся, денежка идет, монастыри и храмы строятся — пусть делает. А если не так заговорит, то мы его укатаем вот и всё. Это что? Это христианство? Или это секта? По-моему, секта.

Почему нельзя частично служить на русском? Христос же дал «Отче наш» на разговорном языке.

Переводы на русский язык ― это последнее, в чем нуждается Церковь, по моему мнению. Я не говорю, что не нуждается. Есть проблемы гораздо серьезнее, и ими надо заниматься. А потом уже, после их решения, заниматься этой проблемой. Это раз! Во-вторых, нет такого: вот это на русском языке, а вот это на церковнославянском. Вам кажется, что есть, но на самом деле этого нет, потому что «Отче наш» я и сейчас могу сказать на русском языке. А что? «Отче наш, иже еси на небесех» ― это что, не по-русски, что ли? А как будет по-русски? И насколько нужно переводить? Какие-то фразы, какие-то слова? Нужно, например, менять «Отче» на «Отец»? «Отче» ― это звательный падеж церковнославянского языка. В русском языке он не используется. «Приплыла к нему рыбка, спросила: “Чего тебе надобно, старче?”» ― это звательный падеж. А по-русски будет: «старец». «Чего тебе надобно, старец?». Так нужно менять «Отче» на «Отец» или не нужно? Понимаете, к чему я веду? Не будет перевода с церковнославянского на русский, будет легкая русификация. И это последнее, в чем на самом деле нуждается Церковь. Есть проблемы гораздо серьезнее.

Что бы Вы изменили, будь у Вас волшебная палочка?

Я не знаю, потому что тут куда ни ткни, всё связано в сплошной клубок. Нельзя сказать, что нужно то или это в первую очередь. Церковнославянский язык менять на русский нужно в последнюю очередь. Не в этом проблема. От того, что переведут церковнославянский язык на русский, Церковь не заговорит с людьми на одном языке. Проблема не в нем. Церковь просто не понимает, не слышит. Наши иерархи оторваны от реальности, от жизни, от мира, от людей. Самое правильное было бы, если бы Церковь стала ориентироваться и опираться на паству, а не на государственную власть, не на аппараты, законы, конституцию. Это было бы правильно, потому что паства и есть Церковь.

Еще я вот что могу сказать. Существовал древний спор иосифлян и нестяжателей в нашей русской Церкви. Верх взяли иосифляне, и они определяли церковную политику на протяжении многих столетий. Это привело к тому, что есть сейчас. А нестяжатели никуда не делись. Они сохраняются внутри самой Церкви. Я, кстати, себя по внутренним установкам отношу к нестяжателям. Им бы дать возможность управлять Церковью, дать приоритет, чтобы они взяли верх, и началась их политика. Нужно что-то кардинально менять, не изменяя самого православия. Я думаю, что смена современных иосифлян, которые с государством «снюхались», нестяжателями ― вот это было бы хорошо. Иначе всё ужасно выглядит, никаких перспектив нет. Из вас, наверное, мало кто знает о том, кто такие иосифляне и нестяжатели. Если вам это интересно, у вас есть возможность «погуглить» и сделать какие-то выводы. Или почитать недавнюю статью на моем канале: «Спор нестяжателей и иосифлян».

Как вы относитесь к разрыву евхаристического общения с Константинополем и всему этому конфликту вокруг украинской автокефалии?

Это очень некрасивая история со всех сторон. Не знаю. Я где-то внутри больше согласен все-таки с нашей Церковью, с РПЦ. Мы, может быть, тоже не совсем правильно себя вели и ведем, но это более канонично, нежели то, что там делается.

Если бы не РПЦ МП, на Украине давно бы были греко-католики. Как видите отделенную от государства Церковь? Формат?

Опираться Церковь должна на народ, заботиться о народе. На свою паству опираться и жить за счет своей паствы. Это ее ресурс.

Вот, интересно, кто исправлять-то всё будет?

Нам и доведется все это исправлять, расхлебывать. Тут есть три пути, чем все это будет заканчиваться. Церковь либо сама по себе потихонечку «сдуется» до размеров матрешки, балалайки. Она превратится в фольклорный элемент, и государство, наигравшись в церковную идеологию, скажет: «Всё, спасибо! До свидания! Дальше вы нам не нужны». И как только государство это скажет, сразу же окажется, что мы храмы содержать не можем. Сейчас храмы закрыли во время коронавируса, и совсем «труба» началась. Так и здесь тоже: поддержки не будет, и окажется, что мы и там не можем, и тут не можем. Гимназии придется закрыть, еще что-то позакрывать. «Храмик» заберите назад, сделайте из него обратно музей, но разрешите нам служить. То есть сдувание будет происходить, потому что опора была на государство, а не на народ. От государства идет финансовая поддержка — народ нафиг не нужен! А когда поддержка оттуда закроется, тогда очнутся: народа-то и нет. Этим же никто не занимался. О народе никто не беспокоился, духовные проблемы людей никто не решал. Там все запущено, все бурьяном поросло. Более того, не умеем эти проблемы решать. И тогда Церковь будет сжиматься, сдуваться до размеров матрешки с балалайкой и храма Василия Блаженного на Красной площади.

Церковь, конечно, останется, никуда она не денется. Как в Константинополе есть Константинопольский патриарх, понтов там не меряно. То есть он ― Вселенский Патриарх, Отец Отцов ― не знаю что еще у него в титуле написано. А по факту ― пшик! Но за счет заграничной диаспоры они как-то существуют, потому что греки живут за границей. Они считают: «Мы относимся к Вселенскому патриархату, не хухры-мухры!». Так и у нас: «сдуется» Церковь здесь, внутри страны, но за счет русской диаспоры за рубежом мы будем жить. Потому что с Зарубежной Церковью мы воссоединились, она будет нашим донором. Это наш запасной аэродром, план «Б». Точно так же, как во время Иисуса Христа фарисеи опирались на диаспору в Риме, Афинах, Коринфе, Александрии, Антиохии. Оттуда приходили богатые евреи и купцы и поддерживали «праздник жизни» в Иерусалиме. Сам по себе Иерусалим вообще ничего не представлял. Там понтов было много, на самом деле ничего за этим не было. Нас ждет примерно то же, что и Константинополь, мы в этом направлении движемся. То есть запасной аэродром у нас, план «Б» ― это Зарубежная Церковь, а на людей никто не опирается. Это один вариант.

Другой вариант ― мы все передеремся, потому что в Церкви много центробежных сил. Будет какой-то раскол, какие-то потрясения, какая-то резня. Это ужасы, конечно. Не хочется этого всего, но это другой вариант, революционный ― назовем это так ― с потрясениями, расколами, анафемами. И если это произойдет, тогда возникнут, во первых, ново- новомученики российские, а на их крови обновится Церковь, получит какой-то глоток свежего воздуха и еще какое-то время протянет.

Как спасать свою душу сейчас?

Да так же, как и всегда: любите Бога, любите ближних, как самих себя, ― и всё. Больших грехов не совершайте. Всё будет хорошо!