Найти тему
Аутизм и школа

Аутизм и школа. Речь — не единственный способ коммуникации.

Первое и самое главное, что заставляет родителей начинать бить тревогу в начале проявления аутизма, это отсутствие речи. Истерики и куча неадекватного поведения — не так страшно на первый взгляд, как речь, которой нет.

И даже после постановки диагноза первое, за что хватаются многие — это попытка вызвать речь.

А когда, это не получается, то многие или почти все проблемы в поведении списывают на отсутствие речи.

Вот если бы он или она заговорил, то стало бы легче.

Хотя тут из глубин интернета появляются родители говорящих аутистов и тяжело вздыхая, тихо пытаются донести до родителей неговорящих аутистов, что речь — это не решение всех проблем. Но кто их слушает? Хорошо им делать такие заявления. У них дети говорящие. Ага.

Во всей это погоне за речью, а особенно в случае, когда она никак не вызывается, родители забывают или просто не знают, что речь — это коммуникация. А есть и другие виды коммуникации.

И вот если не получается вызвать речь, это не значит, что не надо учить ребёнка пользоваться другими видами коммуникации.

Потому что речь — это один из видов.

Мне известно ещё два.

Карточки, в отношении аутизма их называют ПЭКС.

И жесты.

Я знаю, что многие боятся, что если введут карточки, то у ребёнка исчезнет необходимость пытаться говорить.

На это я могу ответить следующее. Ребёнку надо дать инструменты для общения. Если у него нет речи, ему нужны другие инструменты, любые. Он должен знать, что у него есть другие варианты получить помощь или добиться желаемого, кроме истерики.

Это, вероятнее всего, никак не поможет в его излечении или развитии. Но то, что это очень сильно поможет ему жить, однозначно.

Наш опыт использования ПЭКС.

Я уже писала, что когда количество мультиков, которые сын смотрел, превысило вменяемое количество, а компьютера ещё не было, мы начали испытывать большие сложности. Нам было очень сложно его понять. Он пытался объяснить, какой мультик он хочет. Речи не было, мычания не хватало. Надо ли рассказывать, чем все эти диалоги заканчивались? Думаю, всем понятно, что истерическими припадками.

И вот в один прекрасный момент я создала гигантскую книгу с карточками (постерами мультиков с названиями) и в этот же день наша жизнь изменилась к лучшему. Все конфликты на этой почве прекратились. Сын мгновенно научился ориентироваться в сотнях карточках и не испытывал никаких трудностей.

Так же, я уверена, что карточки с подписями поспособствовали улучшению навыка глобального чтения или вообще понимания, что за каждым словом стоит его печатный эквивалент.

У сын речь начала развиваться только в девять лет. И можно предположить, что это карточки её затормозили. Но это глупость. Потому что карточки были в его жизни два года. А с шести лет, когда у него появился компьютер, в них отпала необходимость. Но речь всё равно не появлялась.

А вот необходимые в быту слова он таки научился говорить, и бытовые карточки типа -хочу пить- потеряли актуальность.

Второй тип коммуникации — жесты.

Жесты мы начали применять случайно. По инициативе сына. Было у нас два очевидных и очень важных. И много других, которые сын придумывал сам. Типа поднести руку ко рту и показать, что он пьёт. Понятно, что это означало.

Но хочется написать про два важных для поведения жеста.

Это жест ожидания. Рука под подбородок. Почему-то этот жест был для сына понятнее, чем слова. Но собственно почему? Потому что он не понимал обращённой речи, видимо.

А ещё был жест закрывания на замок рта. Это жест из мультика, его начал использовать сын сам. А мы у него переняли. Он отлично работал в общественных местах, когда сын вдруг начинал выть, петь и всё в таком духе.

Таким образом.

Коммуникация — это важно. И любыми способами надо внедрять любые виды. Ибо это очень сильно улучшает качество жизни как аутиста, так и членов семьи.

И главное, речь — не единственный вид коммуникации.

Подписывайтесь, ставьте лайки, это помогает развитию канала. Спасибо.