Найти тему
Химия в жизни

Что такое октановое число?

🚘

Автолюбители и просто читатели, проезжавшие мимо заправок, вы задумывались над тем, что значат числа на электронном табло? И я сейчас не о постоянно растущих ценах на бензин, а о загадочных номерах 80, 92, 95 и далее по списку. Эти числа обозначают октановое число данной марки бензина, и сейчас мы разберемся, что за ним скрывается 🚀

Вопреки распространённому заблуждению, числа на электронном табло заправочных станций не говорят напрямую о качества состава топлива. Бензин, независимо от марки, должен быть чистым, прозрачным, обеспечивать лёгкость запуска мотора, не содержать откровенной отравы и давать в меру токсичный выхлоп. Большинство параметров, включая содержание примесей, для любого бензина одинаково и строго контролируется официальными документами. Но одним из важнейших свойств топлива является детонационная стойкость — способность воспламеняться и сгорать в цилиндрах двигателя без нежелательных взрывных процессов💥Именно детонационную стойкость характеризует октановое число.

За эталон детонационной устойчивости принята смесь органических соединений — изооктана и н-гептана, причем этих веществ почти не содержится в самом бензине. Устойчивость изооктана равна 100 единиц, а н-гептана — 0. То есть если бензин имеет октановое число, равное 92, то он детонирует так же, как смесь из 92 частей изооктана и 8 частей гептана. Это как взвешивать колбасу на весах с гирями — мы определяем массу куска по количеству гирь, при этом самих гирь в колбасе не содержится, они выступают в качестве эталона массы ⚖️

Вот только октановое число не получится определить так же легко, как массу или содержание примесей. Это связано с тем, что реальное топливо не является смесью изооктана и гептана, поэтому результаты определения зависят от метода — октановые числа можно измерять в лабораторных установках или на реальных автомобилях в процессе езды. Данный анализ является довольно-таки затратным по всем параметрам 🤔

Бензин с более высоким октановым числом может выдержать более высокую степень сжатия без досрочного самовоспламенения — детонации. Чем она опасна? Быстрое сгорание бензина в цилиндрах создает волны давления, которые отражаются от стенок и создают характерный «стук» — металлический звон. Такой процесс снижает мощность двигателя и ускоряет его износ. При возникновении сильных детонационных волн двигатель может быть даже поврежден или разрушен. Поэтому производители добавляют в топливо специальные присадки, которые увеличивают его устойчивость при сжатии, а так же используют более современные методы переработки нефти ⚙️

Если вы желаете услышать, какой бензин заливать, то универсального ответа нет. В первую очередь следует учитывать рекомендации производителя автомобилей. Для мощных двигателей применяют исключительно бензин с высокими октановыми числами🏎 Если залить в него топливо с меньшей устойчивостью, будет сильная детонация и мотор быстро выйдет из строя. В простые машины заливать высоко-октановое топливо не имеет смысла 🚗 Расход если и упадет, то незначительно, а лучше машина ехать точно не станет.

И напоследок хочу отметить, что октановое число используется при характеристике бензина. Для дизельного и газообразного топлива используются цетановое и метановые числа соответственно. Там действуют совершенно иные характеристики воспламеняемости. Что хорошо для бензинового мотора, для дизеля категорически противопоказано. Как говорится — каждому своё 😉