Найти в Дзене

Славянские ведьмы не были страшными бабулями

Оглавление

О славянских взглядах на ведьм по науке

Приветствую вас на нашей кафедре истории Оксенфурта, на лекциях по славянистике. Я полагаю, заглянули вы сюда, потому что интересуетесь либо историей, либо Ведьмаком. В любом случае, я рассказываю так, чтобы было понятно обеим категориям.

И сразу, дабы вы не думали, что автор принадлежит к Ариям и летает к Этим Русским на вимане, приведу авторов, чьими книгами руководствуюсь: Максимов С.В., Иванов П.В., Власова М.Н. и Виноградова Л.Н.

Начнем!

Образ ведьмы

Если собрать все образы славянских ведьм в один, то получим такое определение:

Ведьма – это женщина, обладающая вредоносными демоническими свойствами, пользующаяся сверхъестественной силой. Относят таких женщин к категории знающих, ведающих, от сюда и название.

Условно, образов ведьмы в истории России было три:

1. Древний, языческий

2. Средневековый, Европейский

3. Российско-советский

На излете рода Романовых, на протяжении всего СССР и сейчас благодаря пересказанным поэтами русским сказкам, в умах людей сформировался устойчивый образ ведьмы: Баба Яга, старая, скрюченная, морщинистая, имеющая жуткие проблемы с кожей, противная на вид и по характеру, сидящая на детской диете. Данный образ в древности мы так же встречаем, так что винить поэтов в выдумках нельзя.

Типичный образ СНГ-ведьмы, автор Katerina Pogrebnyak, ArtStation
Типичный образ СНГ-ведьмы, автор Katerina Pogrebnyak, ArtStation

Средневековые, Европейские ведьмы повально были красивыми, или, по крайней мере, красивее очередной доносчицы. Искренне верующие мужчины, или их жены, думали, что возбуждение одним лишь видом «ведьмы» есть дело рук сатаны. Это только с развитием науки мы узнали про природные реакции организма на раздражители.

Типичный образ Европейской ведьмы, автор Klaudia Bezak, ArtStation
Типичный образ Европейской ведьмы, автор Klaudia Bezak, ArtStation

Образ красивой девушки-ведьмы среди древнеславянских племен так же встречается.

Вы спросите: «Если ведьмы у славян были и молодые, и старые, то по каким еще признакам их можно отличить от нормальных женщин?» А внешних признаков, как таковых и нет, зато есть масса обрядов по распознаванию.

Глядя на эти обряды сквозь современные знания и очки либерализма, я непременно проникаюсь сочувствием к тем женщинам и отвращением к их «судьям». Но, исследуя, приходится оставаться хладнокровным

Умереть ведьма могла лишь после того, как передавала свой дар. Соответственно, та, что умирать не хотела, спокойно могла прийти к состоянию карги, а только что дар принявшая, могла быть и молодой девушкой. Так что принадлежность к темным силам от внешности не зависела.

Помимо получения дара от «учителя» или по наследству, он мог проявиться в ходе заключения сделки со злым духом, чертом, сатаной, которые вселялись в нее или вступали в любовную связь. Так же передать свой дар могла умирающая ведьма, стремящаяся избавиться от сидящего в ней духа, таким образом попав в лучший мир.

Ведьма славянам представлялась, как человек с двумя душами либо со способностью своей душой управлять. Так, считалось, что душа ведьмы, пока она спит, в виде животного или насекомого, выходит из тела, чтобы навредить людям.

Детали архетипа «карга»

В славянских быличках образ «старой ведьмы» обрастает следующими деталями:

  • безобразная внешность;
  • седые растрепанные волосы;
  • нос крючком;
  • горбатая;
  • хромая;
  • скрытые рожки в волосах или хвост под одеждой;
  • дикий или хмурый взгляд;
  • красные, бегающие глаза;
  • избегающий взгляд;
  • в глазах можно разглядеть перевернутое отражение человека.

Важно помнить, что ведьма как старуха встречается не в большинстве быличек и преданий.

Так архетип «карга» представляют себе дизайнеры из CDPR, карта «Карга», Gwent
Так архетип «карга» представляют себе дизайнеры из CDPR, карта «Карга», Gwent

Архетип «молодая ведьма» внешностью не отличается от обычной молодой девушки, а характером от архетипа «карга». О позднем архетипе «красавица-обольстительница» скажу, что проявляться он стал только у восточных славян и то сильно после крещения Руси, под действием католичества.

Влияние ведьмы на окружающих

Вредоносные свойства ведьмы у разных племен перекликаются:

  • насылает болезни на скот;
  • скисает коровам молоко;
  • насылает болезни на людей;
  • заставляет новорожденного ночью плакать;
  • расстраивает свадьбы;
  • ссорит супругов;
  • переносит жир с чужих свиней на своих;
  • делает так, что куры в соседнем дворе перестают нестись, а в своем начинают нестись лучше;
  • забирает пряжу с чужих веретен на свое;
  • делает заломы и пережины в чужом поле;
  • урожай переманивает на себя.

В Украине и в Карпатах верили в более всемогущих ведьм. Они ухудшали погоду, вызывали засуху, град, зной, бурю, пожары и даже похищали небесные светила.

Так и представляю, как стоят крестьяне в поле, смотрят на затмение и ногти грызут за то, чтобы Ярило победило силу этих ведьм и вырвалось из черного диска :D

Днями расцвета ведьминской силы, то есть в которые они опаснее всего, считались Иван Купала, Рождество и Юрьев День. А также в каждые полнолуние, новолуние и грозовую ночь.

Во время таких событий ведьмы оборачивались животными: кошкой, собакой, жабой, свиньей и другими, или более экстравагантно: колесом, решетом, стогом сена, даже становились невидимыми. Отдельного толка обычаи были разработаны для того, чтобы выследить, обнаружить и изобличить ведьму.

Как женщину ведьмарствующую распознать?

Некоторые былички описывают, хоть и по-разному, один и тот же обряд: хозяева, караулившие ведьму в своем хлеву, завидев лягушку или кошку, ловили ее и отрубали лапу. Наутро поранившуюся соседку признавали ведьмой.

Бедны кошки… и неосторожные женщины… Может быть поэтому девушек с детства приучают к аккуратности?

Считалось так же, что ведьму можно приманить к ивано-купальскому костру. Для этого цедильное полотно для молока утыкивали иголками и кипятили на огне. Либо молоко «испорченной» коровы лили на раскаленный серп или в костер. Люди верили в то, что такие действия вызывают в ведьме нестерпимую боль, а для того, чтобы облегчить свои страдания, ей нужно прийти к костру.

Для распознавания существовали и специальные церковные приметы. Во время службы ведьмы вели себя не так, как простые женщины. Они могли стоять спиной к алтарю, а не лицом, держать на голове кувшин с молоком, пытаться дотронуться до иконы, рясы батюшки, хоругви святого. Не принимавших участие в священном ходе так же причисляли к ведьмам.

Самый известный современному читателю признак связи женщины с нечистой силой показан в быличках про шабаши. Перед отправлением на самую крупную встречу в году, ведьмы совершали обряды:

  • обмазывались колдовским зельем, что бы пролететь сквозь дымоход;
  • кричали заклинание, например, «выезжаю, выезжаю, ни за что не задеваю».

Для полета использовали вилы, метлу, хлебную лопату, кочергу, ступу, корыто, сороку, летучую мышь и так далее. Собирались в таких местах, как «Ведьминская гора», «Лысая гора», любая гора со сравнительно большим деревом, или просто любое такое дерево. На шабаше они ели, пили, танцевали, веселились, непотребствовали с чертями, дрались друг с другом.

Все былички о смерти ведьмы имеют одинаковый мотив: она не может уйти в мир иной, пока не передаст свой дар. С развитием православия появляются поверья, что ведьма, умирая, в любом случае попадает в ад, либо ее душу утаскивает туда подселенный бес.

А пока на этом все. Лекции будут продолжаться, так что заинтересовавшимся рекомендую подписаться. А кому есть, что высказать, прошу в комментарии.

О славянах мной так же написаны статьи: