Найти тему
Света Орлик

Смысл избегания на Кавказе

Что говорят сами кавказцы

Так как моя статья про обычай избегания вызвала резонанс и вопросы, в чем его смысл, то считаю себя обязанной рассказать об этом отдельно.

Кратко о самом обычае. Раньше в дореволюционный период исследователи зафиксировали, что кавказские народы придерживаются избегания.

Так, мужу и жене не полагалось днем находиться в одном помещении даже в родном доме. Они не могли разговаривать, есть за одним столом, а тем более находиться наедине. Супруги не должны были вместе появляться на улице, посещать празднества и прочие народные собрания. Особенно эти запреты страшно было нарушить при старших.

Избегали друг друга родители и дети, хотя больше это распространялось на отца, нежели на мать. Родитель на людях не брал ребенка на руки, не общался с ним, не играл. Он всячески пытался не проявлять отцовских чувств. Только лишь в присутствии жены или наедине с детьми мужчине было позволительно дать волю чувствам, понянчить или приласкать своих чад.

Невестке нельзя было общаться с родственниками мужа, чем старше они были, тем сильнее запрет. Нельзя было находить в их присутствии, разговаривать с ними, смотреть на них или при них.

Так, у адыгов невестка не показывалась свекру всю жизнь. Мужчина в свою очередь избегал родителей жены.

Что сейчас говорят на Кавказе про избегание?

Хочу отметить, что в трудах исследователей, которые я изучала, не говорится о смысле избегания, фиксировались лишь факты.

Несмотря на то, что я родилась и выросла на Кавказе и понимаю, с чем могло быть связано избегание, а также считаю, что в нем есть смысл, я не беру на себя ответственность объяснять обычай. Знаю, что несмотря на то, что фиксировалось это давно, еще в дореволюционный период, некоторые элементы сохранились и в наше время.

Я опросила представителей разных кавказских народностей об этом обычае. Вот их комментарии:

"Так почитали старших", - отвечает на мой вопрос о смысле избегания девушка-карачаевка, которая живет в Черкесске. - Мужу и жене некрасиво было находиться друг с другом (при людях), садиться рядом, разговаривать, стыдно считалось. Даже мы с мужем при его родителях очень редко разговариваем и обращаемся друг к другу ".

"Отец не мог взять в руки сына, своего ребенка, погладить его по голове (на людях). Нельзя было ласкать своих детей. Даже если твой ребенок поскользнётся, упадет, споткнется, то матери не разрешалось бежать к нему и поднимать его. Это все считалось стыдно, неуважением ", - рассказывает она.

Карачаево-Черкесия
Карачаево-Черкесия

"В целом это считается знаком уважения к старшим", - говорит девушка-адыгейка, которая живет в Майкопе.

"Вот свекр, например. Обычно не видятся со свекром невестки. Все равно хочешь, не хочешь, любая из сторон может повести себя, утрированно скажу, недостойно, непристойно. Вообще (нельзя было) появляться, что-либо говорить, как-либо говорить, как бы то ни было себя вести, в моем понимании, это так. Ну, нечего, допустим, щеголять, говорить, болтать в присутствии свекра. Когда ты видишься, ты по любому, по-простому говоря, накосячишь (смеется). Даже я помню, старшее поколение жили в одном доме, как-то так незаметно, кто-то быстро через дверь, кто-то там в окошко ставили еду. Взаимодействие происходило и стирали, как говорится, и еду подавали, все, что положено делали, но так не принято было просто появляться", - рассказывает она о правилах поведения невестки при свекре.

Горная Адыгея, хребет Уна-коз
Горная Адыгея, хребет Уна-коз

"Я знаю, девушку, ей 27 лет, моя коллега. Свекр – бывший министр, да и сейчас работает чиновником, они не видятся, например. Он очень сильно почитает, соблюдает традиции, кодекс чести адыгов. Он видит во всем этом даже в наши дни большой смысл", - отметила девушка.

"Близко, например, к этой традиции еще, когда молодые со старшими не садятся за стол. Подавали угощение преимущественно, а, может, только молодые парни, то есть к этой компании, группе людей, гостей, молодые женщины не заходили. Это тоже нехорошим тоном считалось. Они (парни) не садились (за стол), но где-то там на пороге, поблизости стояли, чтобы видеть, что необходимо будет подать в ближайшее время к столу или убрать что-то. Молодые же тоже не садятся за один стол, даже родные люди", - рассказывает девушка.

"Дети с родителями не едят за одним столом. Это тоже очередной этап подобных взаимоотношений. А уж что говорить о невестке со свекром, там еще строже", - указывает она.

Адыгея, скала "Чертов палец"
Адыгея, скала "Чертов палец"

"Еще я вспомнила пример того, что родители не берут маленьких детей на руки, не ласкают при чужих детях. Я считала, что это какое-то проявление слабости, что воспитание должно быть строгим, жестким", - продолжает девушка.

"Но я хочу рассказать тебе о том, что я была поражена одной из причин, почему родители не берут на руки детей. Оказывается, во всем этом очень глубокий философский смысл заложен. Люди думали очень глубоко, о многом. Представляешь, нельзя было сюсюкаться с детьми, потому что есть люди, например, тети, у которых нет племянников, женщины, которые по каким-то причинам не родили, нет своих детей у них. Масса таких примеров: у кого нет правнуков, у кого нет внуков… То есть когда ты откровенно при них начинаешь любоваться, восхищаться своими детьми, получается, ты косвенно задеваешь чувства этих людей, которые лишены возможности так же насладиться обществом детей, внуков, правнуков, племянников. То есть настолько серьезно считались с чувствами с переживаниями других людей ", - пояснила смысл девушка.

Адыгея, горы
Адыгея, горы

"Мама за всю семейную жизнь не обращалась к отцу по имени, - рассказывает молодой парень-дагестанец. – Когда он заходит, она встает, первая не садится есть".

Черкес по национальности понимает, почему обычай избегания "плохой по современным меркам принцип", но для его появления были причины, разумеется.

Дагестан, художник Григорий Гагарин
Дагестан, художник Григорий Гагарин

Комментарии

Конечно, я не ожидала, что моя статья "Почему супруги на Кавказе избегали друг друга" вызовет такой интерес. Но меня очень расстроили комментарии, негативные отзывы.

Но все же есть и радость. Я была удивлена комментарию OLIVIYA SHMILOVA. Девушка объясняет смысл этого обычая. Меня это очень обрадовало и вдохновило. Приведу ее комментарий здесь полностью:

"Во-первых, избегание родственников спасало от многих семейных ссор и дрязг. Многие и сейчас с удовольствием согласились бы пожизненно избегать тещу или свекровь.))) Во-вторых, когда муж и жена живут каждый на своей половине дома и видятся только ночью - это дольше сохраняет между ними страсть. Так по крайней мере считали на Кавказе. В-третьих, муж не лез в женские дела - как там она убирает или готовит, а она не лезла в его мужские дела - как он там, допустим, торгует в своей лавке. То есть каждый занимался своим делом и не лез к супругу с замечаниями и ценными указаниями.

В-четвертых, считалось, что, если муж и жена ведут себя на людях как чужие-это спасает от дурного глаза и джады-проклятия. В дурной глаз и джаду многие на Кавказе верят до сих пор, особенно в деревнях. В-пятых, сдержанность в проявлении эмоций считалась признаком зрелости, взрослости, воспитанности, наконец. Человек, который не умел сдерживать свои эмоции, считался незрелым, глупым и дурно воспитанным. В-шестых, это было проявление уважения к другим людям. Каково человеку, потерявшему ребенка видеть, как другой человек ласкает своих детей? Жили тогда в небольших аулах, где все друг друга знали. Смертность детей или женщин в родах была высокой. Считалось неуместным играть на людях со своими детьми, когда во многих семьях были умершие дети. Наедине же отец мог играть с детьми"…

Ссылка на статью про избегание.

https://zen.yandex.ru/media/id/5a96b871168a91626fe6c42c/pochemu-suprugi-na-kavkaze-izbegali-drug-druga-5eea0fb9970ba71c3462a74e