История злополучных домов по улице Дружбы, номера 3/1 и 3/2, набирает обороты. Жалко, что сейчас нет туристов, – вот их бы неплохо туда сводить, показать, так сказать, местные достопримечательности. Эти дома – уже памятник истории: свидетельство бесхозяйственности и сопротивления правосудию.
Переселение в третий ветхий дом
Изначально совершенно непригодные для проживания дома построили в 2012 году. И в эти ветхие «от рождения» дома переселили людей из старых ветхих домов. Одна из жительниц говорит, что их трехквартирный старый дом сносили три дня, так крепко он держался и не поддавался сносу. «Новый ветхий» дом можно будет снести за полчаса. Тут главное, чтобы он сам по себе не рухнул, чтобы не появились жертвы небрежного строительства.
Несколько жильцов объединились и начали судебную тяжбу с городской властью, заселившей их в непригодные для проживания дома. Дело двигалось долго, было проведено несколько экспертиз, вот наконец все документы собрали и подали в суд. Эти люди хотели, чтобы предоставили, как и полагается, хорошее жилье. Город отчаянно сопротивлялся в суде, но доказательства были неопровержимыми, и 26 июня 2019 года суд вынес решение – заменить ряд квартир на равноценные жилые помещения.
Но решение суда не стало поводом для замены жилья. То есть, город вообще проигнорировал это решение. Жители продолжают бороться и требовать замены. Пытались воздействовать через приставов. Это только короткий «конспект» действий жителей «нового ветхого» дома.
Но дело в том, что пока все, чего они добились — обещания переселить их… в уже расселенный ветхий дом по улице Лопсанчапа. То есть, они жили, по заключению комиссии в ветхом доме, потом их переселили в «новый ветхий» дом, а теперь хотят переселить в другой ветхий дом, жители которого уже получили квартиры.
Продолжение борьбы
Граждане, которые уже по суду должны были получить новые квартиры, начали борьбу за крышу над головой по новому кругу. Вновь обратились в ОНФ. Активисты ОНФ вновь пригласили сотрудников мэрии в этот дом для дальнейшего разбирательства. Сотрудники мэрии пришли, но стали говорить сами, что попытка переселить людей еще в один ветхий дом была неудачной и они от нее якобы отказались. Хотя совсем недавно они жителям говорили иное. Они говорили, что если те не переедут в этот старый ветхий дом по Лопсанчапа, то решение суда будет недействительным: мол, им же предлагали, а они сами отказались.
Сейчас сотрудники мэрии стали говорить, что им предложат жилье не новое, во вторичном фонде, но вполне достойное. Правда, сейчас этих квартир у мэрии нет… Но они знают, как их добыть. Предположим, есть квартиры, где люди вроде бы числятся, но там не живут, да и коммуналку толком не оплачивают. Якобы эти квартиры можно будет изъять и передать их жителям домов по ул. Дружбы, 3/1 и 3/2. Не всем, конечно, а только тем, кто уже отсудил право на жилье. (Вообще-то, это право на жилье дало им государство, странно даже то, что за него надо судиться).
Естественно, у жильцов аварийных домов возник вопрос, а когда это произойдет? Когда мэрия сможет дать им квартиры. Оказывается, сначала надо выявить эти квартиры, потом, через суд, добиться того, чтобы квартиры стали муниципальной собственностью, вероятно, тоже придется привлечь приставов, ну а потом, как-нибудь… В целом, это дело не одного года. И касается пока первых семи жителей, уже прошедших через судебные инстанции.
Залатали на скорую руку
Есть такая поговорка: сделали на скорую руку да на долгую муку. Вот так и в этом случае. Пока все остается на своих местах. Между собой жители называют свои дома «метеозависимыми». Летом металлический лист облицовки накаляется так, что в квартире сидеть невозможно. И самоизоляция у жителей проходит исключительно на улице. Зимой стены промерзают, и обогреватели почти не спасают. А когда идет дождь, то и в квартирах верхнего этажа тоже идет дождь.
Перед приездом ОНФ рабочие попытались быстренько навести порядок. Например, заделали огромную щель в основании дома, через которую можно было лицезреть подвал. Не всю щель, правда, только самые широкие ее участки. Так-то дыры еще остались, но не очень большие.
Стена одного из домов заваливается. Козырек подъезда стал плавно отъезжать от опор. Придумали хитрую штуку: козырек приварили к опорам специальными обрезками арматуры. То есть, козырек должен опираться на опоры, это же вполне естественно. Вместо этого козырек подъезда служит «переходником», поддерживающим стену. В такой ситуации козырек легко может отвалиться от стены. Он останется с приваренной к нему опорой, а стена будет продолжать заваливаться.
Не все жители пока выиграли суд. Некоторые еще судятся, другие не могут позволить себе нанять адвоката для представительства. Десять тысяч, которые, по их словам, нужно заплатить адвокату, это и есть, по сути, их месячный бюджет. Да и то не всегда. То есть выкроить лишние деньги они никак не могут. Получается некоторая странность. Комиссия признала, что в целом дома непригодны для жизни. Но получили возможность (причем, в неопределенном очень отдаленном будущем) въехать в квартиры только несколько семей, которые подали в суд. А остальные так и будут жить в квартирах, признанными экспертизой непригодными для жилья?
Впрочем, может быть, и им удастся добиться признания своих прав. А пока ждем, чтобы мэрия исполнила решение суда.
И. Качан