Я шагаю по Москве. СССР, 1964. Режиссер Георгий Данелия. Сценарист Геннадий Шпаликов. Актеры: Никита Михалков, Алексей Локтев, Галина Польских, Евгений Стеблов, Инна Титова, Ирина Мирошниченко, Ролан Быков, Владимир Басов, Любовь Соколова и др. 20 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Лирическая комедия «Я шагаю по Москве» полюбилась зрителям сразу и до и до сих пор помнится ими как своего рода кинематографический маркер «оттепели»…
В самом деле, «о чем картина? Да просто о том, как замечательно жить, когда ты молод и всё впереди, да еще летний дождь хлынул, и девушка, танцуя, бежит босиком пор лужам… В общем, и жизнь – хороша, и жить – хорошо… Фильм пронизан беспричинной радостью бытия» (Милосердова, 2010: 144). Милосердова Н. Данелия Георгий Николаевич // Кино России. Режиссерская энциклопедия. Т. 1. М.: НИИК, 2010. С. 143-147.
Но советская кинопресса встретила эту картину неоднозначно.
Кинокритики Анри Вартанов (1931-2019) и Михаил Блейман (1904-1973) в «Советском экране» отнеслись к этому акварельному фильму в целом позитивно, хотя М. Блейман и не увидел там особой сюжетной новизны и глубины мысли (Блейман, Вартанов, 1964: 3-4). Блейман М., Вартанов А. Фильм — обозрение или фильм — раздумье? // Советский экран. 1964. № 12. С. 3-4.
А вот кинокритик Инна Левшина (1932-2009) выступила против этой картины очень резко и призналась: «Я не люблю фильм Г. Данелия по сценарию Г. Шпаликова «Я шагаю по Москве». Главным образом из-за Шпаликова не люблю, из-за того, что драматург содержанием фильма делает демонстрацию своей творческой манеры, и фильм возводит наркотическое языческое ощущение безмыслия – в эталон счастья… И что же? Так держать? Держать на уровне «Я шагаю по Москве» - не дай бог предложить зрителю что-нибудь иное, вместо раз удавшегося комедийно-эстрадного зрелища обо всем и ни о чем? … Я за то, чтобы зрителю предлагали думать, и как можно чаще» [Левшина, 1967, с.111]. Левшина И. С авторской волны // Экран 1966-1967. М.: Искусство, 1967. С.105-111.
И здесь я согласен с кинокритиком Сергеем Кудрявцевым: «в былые годы некоторые критики, вероятно, разозлённые из-за того, что более концептуальная лента "Застава Ильича" (вышла потом под названием "Мне 20 лет") Марлена Хуциева была подвергнута идеологической проработке и затянувшейся на несколько лет переработке, язвили, что другой фильм по сценарию молодого и талантливого Геннадия Шпаликова, словно шар-спутник, быстрее достиг экрана. И вообще картина "Я шагаю по Москве" могла показаться непозволительно несерьёзной и простенькой - почти как случайный летний дождик, который застиг всех врасплох, но тут же прекратился, так что над ним даже следовало бы посмеяться. Это же какое-то наивное юношеское стихотворение ни о чём, родившееся на свет от хорошего настроения…. Лишь ретроспективно постигаешь, что "Я шагаю по Москве" - не только неприхотливо запечатлённое "прекрасное лето"…, но и восторженный эпиграф к эре радости и раскрепощения, позже продлившейся столь недолго - каких-нибудь три года» (Кудрявцев, 2006). Кудрявцев С. «Я шагаю по Москве». 27.11.2006. https://kinanet.livejournal.com/274762.html
Итак, это были мнения кинокритиков.
А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020