Найти тему
Владимир Кири

Древнейшее искусство Индонезии - ваянг бебер. Есть что порассматривать

Оглавление

Привет, друзья! Спасибо, что заглянули на канал.

Сегодня я делюсь с Вами невероятным искусством ваянг бебер, которое считается древнейшим в Индонезии ... настолько, что сами индонезийцы уже позабыли о нем. Благо в отдельных районах острова Ява живут художники, которые не только поддерживают традицию, но и развивают ее, обучая молодое поколение.

Для того, чтобы Вам было понятнее, давайте рассмотрим, что же такое - ваянг бебер, а заодно и порассматриваем, как их изображают.

Cцена из представления Ваянг Бебер. 24 персонажа. Состоит из 6 рулонов. Ресурс фото: IG/Faris_Wibisono.
Cцена из представления Ваянг Бебер. 24 персонажа. Состоит из 6 рулонов. Ресурс фото: IG/Faris_Wibisono.

Ваянг бебер (wayang beber) с индонезийского означает "подробно излагать", "развертывать".

Ваянг бебер — это представления кукол ваянг, персонажи которых нарисованы в отдельных сценах одного рассказа на традийионной яванской бумаге. Само представление происходит путем развертывания бумаги, изначально свернутой в рулон и сопровождается комментариями даланга (dalang), то есть человеком, который управляет процессом.

Cцена из представления Ваянг Бебер. 24 персонажа. Состоит из 6 рулонов. Ресурс фото: IG/Faris_Wibisono.
Cцена из представления Ваянг Бебер. 24 персонажа. Состоит из 6 рулонов. Ресурс фото: IG/Faris_Wibisono.

Ваянг бебер - это разновидность кукол ваянг, которые пришли с острова Ява и известны всему миру. Вероятно, Вы слышали про теневой театр кукол ваянг кулит (wayang kulit), которые изготовлялись из настоящей кожи буйвола.

В отличии от ваянг кулит, ваянг бебер изображаются на традиционной яванской бумаге "далуанг" (daluang). Сегодня персонажей ваянг бебер рисуют цветными красками (1378 г.), а когда-то они были только черно-белыми.

Рассматриваем историю Судамала (Sudamala) на стенах храмового комплекса Сукух (Sukuh) на Центральной Яве, 15 в.
Рассматриваем историю Судамала (Sudamala) на стенах храмового комплекса Сукух (Sukuh) на Центральной Яве, 15 в.

Сюжет для представлений:

Первоначально сюжеты для спектакля ваянг бебер считывали со стен храмовых чанди. Например, храма Боробудур, который был построен в 8-9 вв, или храма Сукух, который представлен на изображении выше. Затем за основу сюжета начали адаптировать разные яванские легенды. Появление религии на острове также повлияло на создание сюжетов театра. Например, с приходом индуизма за основу брались истории из индийского эпоса "МахабхАрата" и "РамАяна".

Одни из самых известных сюжетов — это пьесы «Jaka Kembang Kuning» и «Remeng Mangunjaya».

Рассматривайте сцену из пьесы «Jaka Kembang Kuning». Ресурс фото: IG/Faris_Wibisono.
Рассматривайте сцену из пьесы «Jaka Kembang Kuning». Ресурс фото: IG/Faris_Wibisono.

В исторических хрониках Матарама (Mataram) (султанат на Центральной Яве 16-18 вв.) также упоминаются сведения про ваянг бебер. В летописи говорится, что во время правления Панембахана Сенопати (Panembahan Senopati) в 16 в. жил герой по имени Ки Агенг Ванабая (Ki Ageng Wanabaya) из деревни Мангир (Mangir), которого король Сенопати хотел убить, послав войска, но у него ничего не вышло. Уж слишком тот был силен. На худой конец Сенопати приказал своей дочери притвориться певицей Варанггана (Waranggana), сопровождающей представления ваянг бебер. Когда группа прибыла в деревню Мангир, Ки Агенг Мангир Ванабая не смог устоять перед красотой притворившейся певицей Аю Пембаюн (Ayu Pembayun). В конце концов они поженились.

Бумага:

С развитием, персонажи ваянг бебер начали изображать в виде рисунков на листьях веерной пальмы «сивалан» (siwalan) или «лонтар» (lontar), которые употребляли для записей (1145 г.); и наконец (1244 г.), на бумаге, изготовленной из древесной коры «далуанг» (Daluang или jeluang).

Технология спектакля:

Начиная с 1316 г., в эпоху Маджапахит (1293-1520) - на тот момент персонажи еще были черно-белыми - история ваянгов была изображена на бумаге, скрученной в рулон. На концах бумаги крепились длинные деревянные палки, благодаря которым было проще показывать историю. Рулон постепенно раскручивали, раскрывая героев ваянг бебер и сцены, в которых они были представлены. Таким образом, с этих временем люди начали называть такие представления ваянг бебер.

Внешний вид Ваянг Камасан, который потерпел видеизменения с приходом ислама в 14-15 вв. Как можно заметить персонажы походили на человека. Ресурс фото: Facebook/LukisanWayangKamasan.
Внешний вид Ваянг Камасан, который потерпел видеизменения с приходом ислама в 14-15 вв. Как можно заметить персонажы походили на человека. Ресурс фото: Facebook/LukisanWayangKamasan.

Внешность персонажей:

Первоначально в образах ваянг бебер можно с легкостью было увидеть человека, то есть куклы имели человеческий облик. Но с появлением ислама на территории Индонезии все изменилось. По религии запрещается изображать реалистичные человеческие персонажи ваянгов. В результате чего внешний вид ваянгов был деформирован. Тем не менее, первоначальный стиль и образ ваянг бебер можно проследить в образах Ваянг Камасан Бали (Wayang Kamasan Bali).

На изображении ниже можно наглядно рассмотреть, как видоизменился внешний вид кукол ваянг Камасан и Матарам. Разница очевидна в шее, форме лица, тела, длине также шеи, носа, ног и рук

-8

Ваянг бебер в наши дни:

Сегодня ваянг бебер рисуют на холстах, а также на бумаге из древесной коры «далуанг», а современные технологии позволяют создавать образы Ваянг Бебер в электронном виде на своих i-Pad. Многие художники Ваянг Бебер по-прежнему придерживаются существующих стандартов при рисовании ваянг, тем самым сохраняя культуру. Но есть также художники, которые приносят новшество и творчески подходят к созданию Ваянг Бабер.

Спасибо! Продолжение здесь!

Делитесь своими впечатлениями! Лично я в восторге!