Привет, друзья! Спасибо, что заглянули на канал.
Сегодня я делюсь с Вами невероятным искусством ваянг бебер, которое считается древнейшим в Индонезии ... настолько, что сами индонезийцы уже позабыли о нем. Благо в отдельных районах острова Ява живут художники, которые не только поддерживают традицию, но и развивают ее, обучая молодое поколение.
Для того, чтобы Вам было понятнее, давайте рассмотрим, что же такое - ваянг бебер, а заодно и порассматриваем, как их изображают.
Ваянг бебер (wayang beber) с индонезийского означает "подробно излагать", "развертывать".
Ваянг бебер — это представления кукол ваянг, персонажи которых нарисованы в отдельных сценах одного рассказа на традийионной яванской бумаге. Само представление происходит путем развертывания бумаги, изначально свернутой в рулон и сопровождается комментариями даланга (dalang), то есть человеком, который управляет процессом.
Ваянг бебер - это разновидность кукол ваянг, которые пришли с острова Ява и известны всему миру. Вероятно, Вы слышали про теневой театр кукол ваянг кулит (wayang kulit), которые изготовлялись из настоящей кожи буйвола.
В отличии от ваянг кулит, ваянг бебер изображаются на традиционной яванской бумаге "далуанг" (daluang). Сегодня персонажей ваянг бебер рисуют цветными красками (1378 г.), а когда-то они были только черно-белыми.
Сюжет для представлений:
Первоначально сюжеты для спектакля ваянг бебер считывали со стен храмовых чанди. Например, храма Боробудур, который был построен в 8-9 вв, или храма Сукух, который представлен на изображении выше. Затем за основу сюжета начали адаптировать разные яванские легенды. Появление религии на острове также повлияло на создание сюжетов театра. Например, с приходом индуизма за основу брались истории из индийского эпоса "МахабхАрата" и "РамАяна".
Одни из самых известных сюжетов — это пьесы «Jaka Kembang Kuning» и «Remeng Mangunjaya».
В исторических хрониках Матарама (Mataram) (султанат на Центральной Яве 16-18 вв.) также упоминаются сведения про ваянг бебер. В летописи говорится, что во время правления Панембахана Сенопати (Panembahan Senopati) в 16 в. жил герой по имени Ки Агенг Ванабая (Ki Ageng Wanabaya) из деревни Мангир (Mangir), которого король Сенопати хотел убить, послав войска, но у него ничего не вышло. Уж слишком тот был силен. На худой конец Сенопати приказал своей дочери притвориться певицей Варанггана (Waranggana), сопровождающей представления ваянг бебер. Когда группа прибыла в деревню Мангир, Ки Агенг Мангир Ванабая не смог устоять перед красотой притворившейся певицей Аю Пембаюн (Ayu Pembayun). В конце концов они поженились.
Бумага:
С развитием, персонажи ваянг бебер начали изображать в виде рисунков на листьях веерной пальмы «сивалан» (siwalan) или «лонтар» (lontar), которые употребляли для записей (1145 г.); и наконец (1244 г.), на бумаге, изготовленной из древесной коры «далуанг» (Daluang или jeluang).
Технология спектакля:
Начиная с 1316 г., в эпоху Маджапахит (1293-1520) - на тот момент персонажи еще были черно-белыми - история ваянгов была изображена на бумаге, скрученной в рулон. На концах бумаги крепились длинные деревянные палки, благодаря которым было проще показывать историю. Рулон постепенно раскручивали, раскрывая героев ваянг бебер и сцены, в которых они были представлены. Таким образом, с этих временем люди начали называть такие представления ваянг бебер.
Внешность персонажей:
Первоначально в образах ваянг бебер можно с легкостью было увидеть человека, то есть куклы имели человеческий облик. Но с появлением ислама на территории Индонезии все изменилось. По религии запрещается изображать реалистичные человеческие персонажи ваянгов. В результате чего внешний вид ваянгов был деформирован. Тем не менее, первоначальный стиль и образ ваянг бебер можно проследить в образах Ваянг Камасан Бали (Wayang Kamasan Bali).
На изображении ниже можно наглядно рассмотреть, как видоизменился внешний вид кукол ваянг Камасан и Матарам. Разница очевидна в шее, форме лица, тела, длине также шеи, носа, ног и рук
Ваянг бебер в наши дни:
Сегодня ваянг бебер рисуют на холстах, а также на бумаге из древесной коры «далуанг», а современные технологии позволяют создавать образы Ваянг Бебер в электронном виде на своих i-Pad. Многие художники Ваянг Бебер по-прежнему придерживаются существующих стандартов при рисовании ваянг, тем самым сохраняя культуру. Но есть также художники, которые приносят новшество и творчески подходят к созданию Ваянг Бабер.