Если вы хоть раз видели японскую рекламу, то уже знаете, что у японцев совершенно уникальный подход к продажам и PR. Все, что кажется нам странным, отлично работает для местного потребителя и, скорее всего, не подействует, например, на жителя бывшего СССР.
Сегодня предлагаю поговорить о том, почему здесь такие старые сайты, зачем в соцсетях у людей на аватарках котики, и что японцы делают в телефонах.
Япония = технологичность?
В 70-ые гг. ХХ в. Андрей Тарковский приезжал в Токио снимать эпизод для фильма «Солярис». Именно здесь были бесконечные хайвеи, по стране курсировали скоростные поезда-синкансены, и редкий японский дом обходился без бытовой техники бренда TOSHIBA или SONY. С тех пор у многих сохранилось представление о том, что Япония и технологии – это синонимы. И тем больше удивляет то, что онлайн-сфера в этой стране развита слабо.
Вот, основные тенденции современной Японии:
- Старение нации и сокращение населения
- – 1,8% пользователей интернета только за последний год (из-за пункта 1)
- 3,8% населения Японии используют социальные сети постоянно.
«Неправда!» - скажете вы – «В Японии как в поезд зайдешь – все в телефонах сидят».
Я краем глаза ради эксперимента всегда поглядываю на экраны смартфонов. И не поверите, но чаще всего японцы:
- Играют в шарики, пасьянс
- Переписываются в Line (популярный мессенджер)
- Смотрят товары в интернет-магазинах
- Смотрят фильмы или аниме
- Читают мангу онлайн
- Пишут письма по работе
Намного реже я вижу Instagram или Facebook. И даже если мы посмотрим самые популярные приложения, которые японцы загружали в 2019 г., то вы увидите, что среди них почти нет социальных сетей, а больше информеров и развлечений:
- PayPay;
- Instagram;
- Line;
- SmartNews;
- Amazon Prime Video
- Tik Tok
- Yahoo Japan
- Seven-Eleven App
- Youtube Music
- Mercari (аналог Wildberries)
Цель – Инструмент
Дальше еще интереснее. У японцев при выборе соцсети или приложения сначала в голове появляется определенная цель. А дальше следует выбор:
- Общение: Instagram, Twitter, Line
- Сообщества по интересам: Twitter, Facebook, Peatix
- Новости из жизни знаменитостей: Instagram, Twitter, Youtube
- Отзывы, обзоры: Twitter
- Образование: Youtube
Зная инструменты, мы можем найти свою целевую аудиторию. Но еще нужно обязательно учесть менталитет.
«Котики» и «сакура» в соцсетях
Я просто покажу вам скриншот аватарок из Facebook, и вы все поймете:
Многие японцы не ставят свои фото в соцсети, потому что боятся, что их аккаунты найдут коллеги или начальство. Недоброжелатели точно найдут, к чему придраться. А японцы очень зависимы от общественного мнения. Даже если им хочется поставить в Instagram фото из ресторана, они 10 раз подумают, к чему это может привести. Если теоретически потери будут больше, чем минутка хвастовства, они решают ничего не показывать. Или ведут страницы анонимно, публикуя на аватарках котиков, цветы или тарелку лапши.
Почему здесь такие страшные сайты?
Помните, что Япония была изолирована от других стран более 200 лет? У людей здесь еще сильна генетическая память. Поэтому японцы медленно перенимают новые тенденции. Например, европейцы-айтишники часто открывают японские сайты, и у них идет кровь из глаз. Все выглядит так, как будто ты путешествуешь во времени лет на 20 назад.
Японцы с трудом воспринимают новинки. Поэтому часто сайты многих известных корпораций выглядят устаревшими.
Но консерватизм кроется не в боязни новинок, а в попытках подчеркнуть статус, обозначив, что компания работает на рынке долго.
Поэтому, не меняя устаревший дизайн, владелец компании как бы говорит: «Вот, это наша самая первая версия сайта, которую мы сделали в 1985 г. и с тех пор ничего не меняли.».
В сознании пользователя возникает ассоциация: «1985 год – компания 35 лет на рынке! Можно доверять!».
Новый клиент готов.
Справедливости ради скажу, что многие компании постепенно меняют дизайн, и их сайты уже не выглядят такими страшными.
Продолжение совсем скоро! Пока вы можете почитать другие мои статьи:
Как быстро высушить белье: лайфхаки от японцев
Фитнес в маске: как работают спортклубы в Японии