Не везло выдающемуся советскому писателю для детей, юношества и взрослых Анатоли Алексину на экранизации его произведений. Казалось, чего проще, бери любую повесть и снимай. Это же готовый сценарий с динамично развивающимся действием, великолепными диалогами, яркими и выпуклыми характеристиками героев. Но ничего у киношников не получалось, даже когда сценарий был написан самим Алексиным. Что-то исчезало из того очарования алексинских повестей. Вроде все диалоги из литературной первоосновы перенесены в фильм, сюжет не изменен, а все ужасно примитивно и схематично.
В 1972 г. в журнале "Юность" был опубликована повесть Анатолия Алексина "Действующие лица и исполнители". В 1976 г. эта повесть был включена в Почетный список Международного Совета по детской книге от СССР. А в 1978 г. Анатолий Алексин был удостоен за эту повесть и еще ряд произведений Государственной премии СССР.
Автор посвятил повесть:" Моим дорогим друзьям -- рыцарям детского театра." Она рассказывает об актерах, режиссерах, директоре провинциального ТЮЗа, который является с металлургическим заводом и курортом одной из трех достопримечательностей города. Это произведение можно назвать героической трагикомедией. Практически все повести Алексина по своему объему- это большие рассказы, но количества информации в них хватит на полноценный роман.
Главная героиня повести 27-ми летняя травести ТЮЗа Зина Балабанова, гениальная актриса и горячее сердце. Из театра год назад уехал по семейным обстоятельствам главный режиссер театра Петр Васильевич, который и сделал этот провинциальный ТЮЗ знаменитым на всю страну. Именно он нашел в ГИТИСе и из всего выпускного курса единственную пригласил в этот театр Зину Балабанову, назвав ее уже тогда "гениальной актрисой". А на место всеми любимого Петра Васильевича приехал главным режиссером Николай Николаевич Патов, никогда не работавший в детских театрах. Причина того, что он приехал в этот город была в том, что его дочь Лера поступила в местный мединститут, а Патов и его жена не захотели с нею расставаться.
Патов очень эрудированный и ответственный человек в своей профессии, но он очень мало ставил спектаклей в качестве главного режиссера в других театрах. Он больше художественный руководитель и театровед, чем режиссер-творец. За год пребывания в должности главного режиссера он не поставил ни одного спектакля. Боится, что его начнут сравнивать с предыдущим главным режиссером. Да тут еще и Зина Балабанова вместе с бюро комсомольской организации ТЮЗа ему покоя не дают. Требуют новых постановок. И присылают из министерства молодого, талантливого режиссера Андрея Лагутина. Он будет ставить "Ромео и Джульетту". Сам будет играть Ромео, а травести Зину назначил на роль Джульетты. А кроме того, Лагутин берется восстановить старые спектакли прежнего главрежа Павла Васильевича. И пламенным сердцем, и мотором всего этого движения становится бесстрашная, прямолинейная, и до невозможности честная и справедливая комсомолка и гениальная актриса Зинаида Балабанова.
И здесь возникает аналогия Моцарт и Сальери. Главный режиссер Патов начинает завидовать и желать провала молодому Андрею, к которому потянулись все артисты, и очень рад такому оживлению симпатичный директор театра. Но Андрей не успевает закончить постановку. У него неожиданно во время операции по удалению аппендицита отказали почки, и он умирает. Но он успел сделать свое дело - театр ожил и вряд ли теперь у главного режиссера будет спокойная жизнь.
Это лишь очень схематичное изложение основного сюжета повести. Произведение незаурядное, очень интересное и многослойное.
И вот на киностудии им. Довженко в 1978 г. режиссер Олег Гойда приступил к съёмкам фильма "Накануне премьеры" по повести Анатолия Алексина "Действующие лица и исполнители". В титрах указано, что сценарий написан А.Алексиным при участии О. Гойды. Но вот то, что получилось в результате - это, полагаю, именно следствие "участия" О.Гойды в написании сценария. А вернее, ее переделки. Вот никак не мог Анатолий Алексин так изуродовать собственное произведение то полного непотребства.
Фильм начинается с того, что в поезде едет молодой режиссер Андрей Лагутин. Едет в город Симферополь в ТЮЗ. И тут начинает звучать задорная детская песенка Владимира Шаинского на стихи Михаила Танича "Неразлучные друзья", ну, где вот этот текст:" Неразлучные друзья, неразлучные друзья есть на белом свете. Неразлучные друзья, неразлучные друзья - взрослые и дети!" - в душевном исполнении Валентины Толкуновой. Что этой песенкой хотели пояснить зрителю авторы непонятно. Она с этим фильмом не монтируется. Фильм очень серьезный, а тут детсадовская песенка звучит.
И как в другом фильме, снятом на киностудии им. Довженко по сценарию А.Алексина "Поздний ребенок", опять неудачный подбор исполнителей ролей главных героев.
Вместо умного, энергичного, знающего чего он хочет подвижника театра, перед нами ни рыба-ни мясо, какое-то облако в штанах, а не Моцарт. Ну, если режиссер такой беспомощный, так сам-то Борис Плотников мог бы что-нибудь изобразить. Ведь потенциал, то есть. Нет, полная беспомощность. А ведь он должен играть героя, подвижника, Данко, можно сказать. Даже намека нет. Халтурку приехал актер отработать.
Самая главная героиня фильма - Зина Балабанова. Это Жанна д Арк. Феерическая личность. Танк, у которого на пути лучше не стоять. Но очень симпатичный и обаятельный танк.
Тот же результат, что и у Плотникова. Где Зина и где Крылова. Нигде. Крылова только может без запинки произнести текст и очень широко "делать глазки". Она и сама то по себе средненькая актриса с очень небольшим темпераментом, а здесь надо играть вулкан страстей. Единственная, кто идеально пошла бы на эту, просто роскошную роль - это молодая Надежда Румянцева, наш "Чарли Чаплин в юбке". Других вариантов не вижу.
А попала она на эту роль, скорее всего, из-за тогдашнего мужа. А чем же еще это объяснить. А вот и этот муж. Выдающийся советский актер.
В принципе это роль для Табакова, и он старается ее хоть чем-то наполнить. Сыграет же он великолепно через год роль такого же плана - Крамова в сериале "Открытая книга". Но здесь драматургического материала для актеров больших и малых ролей, режиссер своим участием в сценарии никому не оставил. Хотя драматургический материал именно для Табакова в повести богатейший. Как и для всех других исполнителей.
В итоге фильм состоит из обрывков из обрывков некоторых сюжетных линий повести, все содержание выхолощено, а оставшееся довольно пошло и не представляет никакого интереса. Апофеоз всей этой самодеятельности наступает в конце фильма.
Так и непонятно умер Лагутин или просто ему плохо стало. Фильм об этом умалчивает. Только пустят в финальных кадрах пустой паровозик по детской железной дороге в парке, да Патов многозначительно молча пройдется по фойе театра. И конец фильма.
Если читать повесть, то что-то можно понять. А если смотришь, незамутненным знанием взглядом, то остается гнетущее впечатление, что только что посмотрел убогую халтуру. Великолепнейшую, знаменитую повесть, и так изуродовали. Но это же режиссеры, у них свои видения, они право имеют.
Еще несколько статей о фильмах по произведениям А.Алексина.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.