Сказка о потерянном времени. СССР, 1964. Режиссер Александр Птушко. Сценарист Владимир Лифшиц (по сказке Евгения Шварца). Актеры: Олег Анофриев, Гриша Плоткин, Сергей Мартинсон, Женя Соколов, Георгий Вицин, Сережа Карпоносов, Ирина Мурзаева, Зина Кукушкина, Валентина Телегина, Таня Донценко, Людмила Шагалова, Рина Зелёная, Савелий Крамаров, Григорий Шпигель, Евгений Моргунов и др. 8,0 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
В год выхода в прокат школьники восторженно приняли «Сказку о потерянном времени». Еще бы! В фильме ребята и девчонки, попусту терявшие свое драгоценное время, волею злых волшебников превращались в стариков, а дряхлые чародеи – в юные, но по-прежнему пакостные создания!
Кинокритик Денис Горелов отмечал, что «в начале 60-х немая эксцентрика по всему миру переживала ренессанс, что во Франции к середине десятилетия привело к появлению Луи де Фюнеса, а в России — комедий Гайдая. В 64-м Птушко тоже намекал, что видел классику и стилизации обучен. Меж тем драгоценное время давало о себе знать всюду. Вождь колдунов Сергей Мартинсон гневался на свою гоп-компанию озабоченных дармоедов: «Доносы?? Кому они теперь нужны?!» (Горелов, 2018). Горелов Д. Родина слоников. М.: Флюид ФриФлай, 2018. 384 с.
В самом деле, будь она для взрослых, «Сказка о потерянном времени» «могла прозвучать, как предостережение эпохе, дань предшествующему поколению, упущенным возможностям. Но Птушко работал на собственной территории, превращая текст о двойственности мира в трюковую картину, редуцируя магистральную для творчества Шварца тему тотальной имитации до головокружительной комедии. Не случайно. Ведь сюжетная модель строится на базовом для мирового зрительского кино мотиве обмена телами; на ниве семейного кино Птушко опробовал его одним из первых. … Чародеи предстают в облике бюрократов: очки, тросточка, канцелярская папка под мышкой – это угрюмые хулиганы, они ездят «зайцем» в общественном транспорте, перерезают телефонные провода, нарушают правила дорожного движения, отпускают детские воздушные шары в свободное плавание над городом. Но мелкие пакостники не отличаются оригинальностью, они состарились душой и хулиганят без выдумки, поэтому им понадобились молодость и мальчишеский задор» (Спутницкая, 2018: 132-134). Спутницкая Н.Ю. Птушко. Роу: мастер-класс российского кинофэнтези. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2018. 371 с.
Права киновед Нина Спутницкая, «конечно, от Птушко, как и пятью годами ранее от другого мастера сказочного жанра Александра Роу (в постановке оригинального сценария Шварца «Марья-искусница»), ускользает бинарное мировоззрение Шварца, подчеркнутая дуальность художественного мира писателя и его философская подоплека. Акцент на сатирических штрихах, избыток гротескных решений, нарочито театральный грим стирают ощущение обыденности, за которой антагонисты у Шварца скрывают чудовищную сущность. Заложенный в драматургии саспенс (тревожное ожидание), не отыгрывается. Сторонясь «житейского правдоподобия», режиссеры-сказочники старательно выстраивают диковинный мир, и добро торжествует окончательно и бесповоротно. Фильму Птушко удается и позабавить, и подвести детей к идее взаимопомощи» (Спутницкая, 2018: 134-135). Спутницкая Н.Ю. Птушко. Роу: мастер-класс российского кинофэнтези. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2018. 371 с.
Но повторяю, Александр Птушко (1900-1973) снимал свой фильм для школьников, а не для «оттепельных» интеллектуалов, поэтому в рамках поставленной им самому себе задачи, картина, на мой взгляд, была сделана безупречно.
Нынешние зрители, как это часто, бывает, расходятся во мнениях относительно «Сказки по потерянном времени»:
«ЗА»: «Прекрасный фильм. Многому учит. Интересно смотреть и детям и взрослым. Я маленьким боялся его смотреть когда оставался один дома. Великолепные актеры там играли. А детей каких подобрали надо же, нашли, ну, детей - злых волшебников» (Валера). «Я думаю, что только в "оттепельные" годы могли снять такую одновременно весёлую, смешную и временами очень серьёзную (вспомните, например, про письма-доносы) сказку. Добрый фильм» (Грин)
"ПРОТИВ": «Недобрая тема Шварца - так как автор втянул тему детства и детей. В мировой литературе есть разные примеры текстов, где героям хочется омоложения, напитки разные, заклинания или выполнение заданий. Но не привлечение для этого детей. Потому минус Шварцу. А если на уровне тривиальном - то каждый ребенок смотрит на старика немного с ужасом. … Потому все это лицемерие ))) - пригласить любимых артистов и показать красивые городские ракурсы. Фильм можно маркировать как "осторожно, психотравма для детей"» (Грачи прилетели).
А Вы помните «Сказку о потерянном времени», уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020